Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» с.п. Псыгансу Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО Общим собранием работников приказом МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу Директор _______________ Х.З. Бозиев (Протокол от 29.08.23г. № 2) от 29.08.2023г. № 40/6 – ОД ПРИНЯТО с учетом мнения родителей (законных представителей) (Протокол от 29.08.23г. № 1) СОГЛАСОВАНО Профсоюзным комитетом (Протокол № 2 от 29.08. 23г.) ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОХРАНЕ МКОУ СОШ №2 с. п. ПСЫГАНСУ И ПОРЯДКЕ ДОПУСКА В ЗДАНИЯ ОБУЧАЮЩИСЯ (ВОСПИТАННИКОВ), РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ, ПОСЕТИТЕЛЕЙ 2 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.Общие положения В целях обеспечения безопасности обучающихся и работников Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» с.п. Псыгансу Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики ( далее – Образовательное учреждение), сохранности имущества, в целях предупреждения возможных террористических, экстремистских акций и других противоправных проявлений в отношении обучающихся, педагогических работников и технического персонала в Образовательном учреждении разработано Положение «Об охране Образовательного учреждения и порядке допуска в здание обучающихся (воспитанников), работников школы, посетителей» (далее – Положение). Данное Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом о «О борьбе с терроризмом», Постановлением Правительства РФ «О мерах по противодействию терроризму», Законом Российской Федерации «О безопасности», Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и устанавливает порядок доступа работников, обучающихся, их родителей (законных представителей), посетителей в Образовательное учреждение, а также порядок вноса и выноса материальных ценностей. Ответственность за соблюдение контрольно-пропускного режима в Образовательном учреждении возлагается на сотрудников вахты, директора Образовательного учреждения и завхоза. Контроль за выполнением контрольно-пропускного режима сотрудниками вахты, работниками школы и обучающимися Образовательного учреждения возлагается на дежурного администратора и дежурных учителей в соответствии с графиком дежурства, утвержденным приказом директора школы. Контрольно-пропускной режим в Образовательном учреждении осуществляется: в учебное время сотрудником ЧОП (с 08.00 часов до 17.00 часов – с понедельника по субботу); в ночное время (с 17.00 до 08.00), в выходные и праздничные дни дежурным работником Образовательного учреждения. Работники школы и обучающиеся Образовательного учреждения обязаны неукоснительно соблюдать требования пропускного режима. Задачами контрольно-пропускного режима в Образовательном учреждении являются: 1.7.1. исключение несанкционированного доступа лиц в Образовательное учреждение; 1.7.2. обеспечение контроля за массовым входом и выходом обучающихся и работников Образовательного учреждения; 1.7.3. исключение несанкционированного въезда, размещения автомобильного транспорта на территории Образовательного учреждения; 1.7.4. выявление признаков подготовки или проведения возможных террористических актов. 2.Права и обязанности участников образовательного процесса, посетителей, работников охраны при осуществлении контрольно-пропускного режима 2.1. Директор школы обязан: 2.1.1. определить порядок контроля и ответственных сотрудников за ежедневный осмотр состояния ограждения, закрепленной территории, здания, сооружений, контроль доставки в Образовательное учреждение продуктов питания, имущества, содержания спортивных залов и площадок; 2.1.2. обеспечить укрепление въездов на территорию, входов в здания и помещения; 2.1.3. издать приказы и инструкции по организации охраны, контрольно-пропускного режима в Образовательном учреждении, организации работы по безопасному обеспечению образовательного процесса на учебный год; 2.1.4. провести открытый аукцион и заключить договор с ЧОП об обеспечении безопасности Образовательное учреждение как объекта охраны. 2.2. Завхоз школы обязан: 2.2.1. обеспечить исправное состояние стен, крыш, потолков, окон, в том числе с распашными решетками, чердачных и слуховых окон, люков, дверей помещений с целью исключения возможности несанкционированного проникновения через них посторонних лиц либо размещения взрывчатых веществ; 3 обеспечить рабочее состояние систем освещения в Образовательном учреждении; систем АПС, «Тревожной кнопки» и других технических систем охраны. 2.2.3. обеспечить свободный доступ сотрудников охраны к установленным приборам внутренней связи, охранно-пожарной сигнализации, средствам телефонной связи и оповещения; 2.2.4. обеспечить исправное состояние всех запасных выходов с целью исключения возможности несанкционированного проникновения через запасные выходы посторонних лиц либо размещения взрывчатых веществ; 2.2.5. обеспечить рабочее состояние системы аварийной подсветки указателей маршрутов эвакуации. Дежурный администратор обязан: 2.3.1. до начала занятий и после окончания занятий осуществлять ежедневный осмотр состояния ограждений, здания, помещений Образовательного учреждения на предмет исключения возможности несанкционированного проникновения посторонних лиц либо размещения взрывчатых веществ; 2.3.2. осуществлять контроль действий сотрудников охраны по обеспечению контрольнопропускного режима, ведению ими установленной документации; 2.3.3. принимать решение о допуске в Образовательное учреждение посетителей, в том числе лиц, осуществляющих контрольные функции, после проверки у них документов, удостоверяющих их личность, и определения цели посещения; 2.3.4. ежедневно информировать в письменном виде сотрудников охраны об изменении расписания занятий (уроков, факультативов, дополнительного образования); 2.3.5. обеспечить дежурство педагогов в помещениях Образовательного учреждения, в том числе у входа и запасных дверей, до начала занятий, во время каждой перемены, после окончания занятий; Работники школы обязаны: 2.4.1. проводить предварительную визуальную проверку мест проведения занятий с обучающимися или рабочих мест на предмет обнаружения посторонних лиц, взрывоопасных и посторонних предметов; установления нарушения целостности стен, крыш, потолков, окон, в том числе с распашными решетками, чердачных и слуховых окон, люков, дверей помещений; 2.4.2. в случае обнаружения нарушений немедленно поставить в известность руководство Образовательного учреждения и действовать в соответствии с инструкцией по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса или указанием директора, его заместителей; 2.4.3. уведомить сотрудника охраны в письменном виде о приглашении посетителей на определенное время; 2.4.4. уведомить в письменном виде сотрудника охраны о приглашении в определенное время обучающихся или их родителей (законных представителей) на внеклассные мероприятия, собрания и т.д.; сдать список приглашенных на пост охраны; 2.4.5. осуществлять массовый вывод обучающихся из Образовательного учреждения только в соответствии с приказом директора или расписанием занятий (проведение занятий физической культурой на улице, уроков – на базе библиотеки, музея и т.д.). Обучающиеся обязаны: 2.5.1. приходить на занятия и покидать Образовательное учреждение в соответствии с расписанием; 2.5.2. в любое время нахождения в помещении или на территории Образовательного учреждения по требованию сотрудников вахты предъявить дневник для установления личности; Сотрудники вахты должны пропускать посетителей в Образовательное учреждение в следующем порядке: 2.6.1. изучить документ, удостоверяющий личность посетителя, 2.6.2. выяснить цель визита и лицо, к которому пришли; 2.6.3. зафиксировать эту информацию, а также время визита в журнале охраны; 2.6.4. вызвать по телефону канцелярии лицо, к которому пришли посетители с целью приглашения его на пост охраны для встречи посетителя; 2.2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 4 лицо, к которому пришел посетитель, может побеседовать с ним на 1 этаже у поста охраны или пригласить для беседы в свой кабинет; 2.6.6. по окончании визита посетителя отметить в журнале время выхода посетителя из Образовательного учреждения; Проезд автотранспорта с продуктами питания, товарами или спецтранспорта возможно только по разрешению заместителя директора по административно-хозяйственной работе с фиксацией в журнале регистрационного номера машины, товарной накладной или наряда на работу, времени работы, документов водителя и работников, удостоверяющих их личность. При выходе обучающегося из Образовательного учреждения во время уроков (перемен) сотрудник охраны пропускает на выход только при предъявлении разрешительной записки дежурного администратора. При необходимости покинуть пост во время смены (обед, технический перерыв, обход здания) сотрудник вахты передает пост дежурному администратору. Сотрудник ЧОП ведет служебную документацию по регистрации посетителей, обходу здания. В 09:10, 12:00, 17:00 сотрудник ЧОП производит обход здания на предмет обнаружения потенциально опасных предметов. Во время обхода дежурный администратор осуществляет контрольно-пропускной режим на посту. 2.6.5. 2.7. 2.8. 2.9. 2.10. 2.11. 3.Организация пропускного режима 3.1.Пропуск обучающегося Образовательного учреждения 3.1.1. Массовый пропуск обучающихся в Образовательное учреждение осуществляется до уроков, на переменах; на уроках обучающиеся пропускаются в Образовательное учреждение по предварительному уведомлению или по разрешению дежурного администратора или директора. 3.1.2.Занятия в Образовательном учреждении начинаются в 8.30 часов. Обучающиеся обязаны прибыть не позднее 8:20 часов. 3.1.3. Вход учащихся в Образовательное учреждение на учебные занятия осуществляется самостоятельно с 8 ч. 15 мин. до 8 ч. 25 мин. 3.1.4. Опоздавшие на занятия обучающиеся обязаны написать объяснительную записку на имя своего классного руководителя. 3.1.5. Члены кружков, секций и других групп для проведения внеклассных и внеурочных мероприятий допускаются в Образовательное учреждение в соответствии с планами работы, расписанием занятий по спискам, заверенными директором школы, и только в сопровождении руководителя. 3.2.Пропуск работников Образовательного учреждения 3.2.1.Все сотрудники Образовательного учреждения пропускаются на территорию и в здание без предъявления документа, без записи в журнале регистрации посетителей. 3.2.2. Педагоги, дежурные учителя обязаны прибыть в школу за 30 минут до начала их первого урока. Дежурный администратор обязан явиться в Учреждение к 08.00 часам. 3.3.Пропуск посетителей 3.3.1. Посещение педагогов родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется только во внеурочное время. 3.3.2. Пропуск посетителей в здание во время учебных занятий допускается только с разрешения директора Образовательного учреждения (лица его замещающего). 3.3.3. Родители могут быть допущены в здание Учреждения при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность, о чем делается запись в журнале регистрации посетителей Приложение № 1). Порядок пропуска см. пункт 2.6. 3.3.4. Журнал регистрации посетителей заводится в начале учебного года (01 сентября) и ведется до начала нового учебного года (31 августа следующего года). Журнал прошивается, страницы в нем пронумеровываются, скрепляются печатью Образовательного учреждения. На первой странице журнала делается запись о дате его заведения. Замена, изъятие страниц из Журнала регистрации посетителей запрещены. 3.3.5.Без личного разрешения директора или письменного разрешения дежурного администратора родителям (законным представителям) обучающихся запрещается внос и вынос из здания любых предметов. 5 3.3.6.Родители (законные представители) ожидают своих детей после окончания уроков за пределами Образовательного учреждения. В исключительных случаях по распоряжению директора Образовательного учреждения встречающие могут находиться в здании, в вестибюле. 3.3.7.Проход родителей (законных представителей) обучающихся, их родственников за детьми, посещающими кружки и секции, осуществляется на основании списков родителей у сотрудника охраны. 3.3.8.Посетители (посторонние лица) пропускаются в Образовательное учреждение на основании паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, с обязательной фиксацией данных документа в журнале регистрации посетителей. 3.3.9.При выполнении в Образовательном учреждении строительных и ремонтных работ, допуск рабочих осуществляется по списку подрядной организации, согласованному с директором. 3.3.10. Производство работ осуществляется под контролем завхоза. 3.3.11. Родителям первоклассников разрешается сопровождать детей на занятия перед первым уроком в первые 10 дней сентября без записи в журнале учета посетителей и предъявления документа, удостоверяющего личность. Классные руководители 1-х классов обязаны в таком случае представить сотруднику охраны списки родителей. 3.3.12. Проход родителей на классные собрания, классные часы осуществляется по списку, составленному и подписанному классным руководителем, с предъявлением родителями охраннику документа удостоверяющего личность без регистрации данных в журнале учета посетителей. 3.3.13. Лица, не связанные с образовательным процессом, посещающие Образовательное учреждение по служебной необходимости, пропускаются при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и с разрешения директора или дежурного администратора, о чем делается запись в журнале учета посетителей. 3.3.14. При проведении праздничных мероприятий классные руководители, учителя письменно уведомляют сотрудников охраны о проведении мероприятия и согласовании его с директором 3.3.15. Должностные лица, прибывшие в Образовательное учреждение с проверкой, пропускаются при предъявлении документа, удостоверяющего личность, с уведомлением администрации Образовательного учреждения, о чем делается запись в журнале учета посетителей. 3.3.16.В случае возникновения конфликтных ситуаций, связанных с допуском посетителей в здание Образовательного учреждения, сотрудник охраны действует по указанию директора или дежурного администратора. 3.3.17.Нахождение участников образовательного процесса на территории Образовательного учреждения после окончания учебного дня без соответствующего разрешения директора (лица его замещающего) запрещается. 3.3.18.Категорически запрещено: выпускать учащихся из здания Учреждения в учебное время без письменного разрешения дежурного администратора; осуществлять пропуск в учреждение лиц с признаками алкогольного или наркотического опьянения, а также с неадекватным поведением; осуществлять пропуск лиц с оружием, взрывчатым веществом и веществами, представляющими повышенную опасность для окружающих. 3.3.19. Вынос имущества из здания Образовательного учреждения осуществляется только с письменного разрешения директора или завхоза. 3.3.20. После окончания учебных занятий дежурный администратор обязан произвести осмотр помещений Учреждения на предмет выявления посторонних, взрывоопасных и подозрительных предметов. 3.3.21.В случае ситуации угрожающей жизни и здоровью педагогов, сотрудников и учащихся , сотрудник охраны действует по инструкции, уведомляет правоохранительные органы и администрацию Образовательного учреждения. 3.4.Осмотр вещей посетителей 3.4.1.При наличии у посетителей ручной клади охранник Образовательного учреждения предлагает добровольно предъявить содержимое ручной клади. 3.4.2. В случае отказа - вызывается дежурный администратор Образовательного учреждения, посетителю предлагается подождать их у входа. При отказе предъявить содержимое ручной клади дежурному администратору посетитель не допускается в здание. 3.4.3.В случае, если посетитель, не предъявивший к осмотру ручную кладь, отказывается покинуть здание вахтер либо дежурный администратор, оценив обстановку, информирует директора и действует 6 по его указаниям, при необходимости вызывает наряд милиции, применяет средство тревожной сигнализации. 3.5. Пропуск автотранспорта 3.5.1.Проезд частного автотранспорта на территорию Образовательного учреждения запрещается. 3.5.2.Приказом директора Учреждения утверждается список автотранспорта, имеющего разрешение на временный въезд на территорию. 3.5.3.В выходные, праздничные дни и в ночное время допуск автотранспорта на территорию Образовательного учреждения осуществляется с письменного разрешения директора или лица его замещающего с обязательным указанием фамилий ответственных, времени нахождения автотранспорта на территории, цели нахождения. 3.5.4.Обо всех случаях длительного нахождения неустановленных транспортных средств на территории или в непосредственной близости от Образовательного учреждения, транспортных средств, вызывающих подозрение, сотрудник вахты информирует директора (лицо его замещающее) и при необходимости, по согласованию с директором (лицом, его замещающем) информирует органы внутренних дел. 4. Делопроизводство 4.1. Результаты обхода здания и территории школы дежурным администратором, завхозам фиксируются в журнале дежурного администратора. 4.2. Сотрудники охраны ведут в установленном порядке: журнал, куда вносят все данные о посетителях, а также об опоздавших и о досрочно отпущенных детях; папку с расписанием занятий всех видов и изменениями в расписании; папку с уставными и лицензионными материалами ЧОП; инструкции и другие необходимые документы. 4.3. Дежурный администратор фиксирует всю информацию о дежурстве учителей, об опозданиях, нарушениях учебного и пропускного режимов, досрочном освобождении ребенка от занятий в журнале дежурного администратора. Приложение № 1. № записи Дата посещения ОУ Ф.И.О. посетите ля 1 2 3 Журнал регистрации посетителей. Документ, Время Время К кому из удостовевхода в выхода работников ряющий ОУ из ОУ ОУ прибыл личность 4 5 6 7 Примечания (результат осмотра ручной клади) 9 7 Приложение № 2 РЕКОМЕНДАЦИИ педагогическим работникам Образовательного учреждения по противодействию терроризму Задачи и направления деятельности по противодействию терроризму 1. В условиях сохраняющейся угрозы совершения террористических актов на территории Российской Федерации, возможности вовлечения учащихся в различные экстремистские террористические и запрещенные законом религиозные организации необходимо считать приоритетными в работе с учащимися следующие задачи: воспитание у учащихся чувства патриотизма, бдительности, коллективизма, интернационализма и дисциплинированности; создание в Образовательном учреждении атмосферы доброжелательности, сотрудничества, взаимного уважения и понимания среди учащихся и работников; нетерпимости к фактам недисциплинированности, другим негативным явлениям; формирование у учащихся грамотного поведения, обеспечивающего собственную безопасность и безопасность окружающих. 2. Решение этих задач требует организации деятельности по следующим направлениям: 2.1.1 Расширение и углубление знаний педагогов и учащихся по противодействию проявлениям терроризма и экстремизма, предупреждению террористических актов. 2.1.2 Усиление взаимодействия Образовательного учреждения по предупреждению актов терроризма, экстремизма с органами внутренних дел, ФСБ, ГО и ЧС, противопожарной службой. 2.1.3 Активизация работы с родительским активом и органами местного самоуправления по недопущению вовлечения учащихся в экстремистские и террористические организации. 2.1.4 Совершенствование правового воспитания учащихся (воспитанников). 2.1.5 Противодействие проявлениям актов хулиганства, вымогательства, унижения и оскорбления своих товарищей со стороны учащихся (воспитанников), а также употреблению учащимися психоактивных веществ. Приложение № 3. Действия по антитеррористической безопасности и защите обучающихся 1. Постоянно проводить разъяснительную работу, направленную на повышение организованности и бдительности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, усилению взаимодействия с правоохранительными органами. 2. Вход в здание посетителей осуществлять при наличии документов, удостоверяющих личность, с регистрацией в журнале учета посетителей, который должен находиться на посту охраны. В период проведения школьных занятий входные двери должны быть закрыты на легкооткрывающиеся запоры. 3. Охрана школы обязана регистрировать в журнале посещения всех лиц, прибывающих в Образовательное учреждение, указывая их фамилию, имя и отчество, номер документа, удостоверяющего личность, время прибытия и время убытия. 4. Входные двери, где нет постоянной охраны, запасные выходы должны быть закрыты и опечатаны. 5. Работники охраны обязаны обходить здание с внешней стороны и проверять целостность стекол на окнах, решетки, входные двери, о чем делать запись в журнале. 6. Завхоз обязан обеспечить вторым комплектом ключей от входов в здание работников охраны. 7. Необходимо проводить тренировки по эвакуации из здания обучающихся и постоянного состава не реже двух раз в год. 8. При вынужденной эвакуации из здания учителя и все сотрудники школы должны действовать согласно инструкции по эвакуации. 9. Не допускать стоянки постороннего транспорта у здания школы и прилегающей территории. Входные ворота держать закрытыми. Обо всех случаях стоянки бесхозного транспорта сообщать 8 в правоохранительные органы. При появлении у здания и нахождении длительное время посторонних лиц сообщить в правоохранительные органы и усилить пропускной режим. 11. Научить учащихся способам защиты органов дыхания в задымленном помещении. 10. Приложение № 4. Информация о взрывных устройствах (далее – ВУ) Руководителям образовательного учреждения, сотрудникам охраны, дежурным администраторам необходимо знать основные принципы действия ВУ, их внешние признаки, возможные последствия применения того или иного типа ВУ, последовательность действий при обнаружении взрывоопасных предметов, чтобы эффективно локализовать угрозу, управлять ею и свести к минимуму возможные негативные последствия. ВУ могут быть самыми разнообразными как по внешнему виду, так и по принципу их действия. Например, ВУ в виде сумки, кейса, чемодана могут взорваться при попытке сдвинуть их с места, поднять, открыть. Взрыв может произойти и в результате срабатывания какого-либо механического или электромеханического взрывателя замедленного действия, без непосредственного воздействия на предмет по истечении заданного времени замедления. Если ВУ имеет радиовзрыватель, то взрыв также может произойти без контакта с взрывным устройством в любой момент времени по команде, переданной по радио. Взрыв может быть осуществлен по проводам электровзрывной цепи путем подключения какого-либо источника тока. Большое распространение получили взрывные устройства, срабатывающие при включении радиоприемника, телевизора, электрического фонарика или других предметов бытовой техники, работающих от электрической сети, аккумуляторов или батареек. Включением этих устройств замыкается электровзрывная сеть, в результате чего срабатывает электродетонатор или электрозапал и происходит взрыв заряда взрывчатого вещества (далее – ВВ). В автомобиле взрывное устройство может сработать при повороте ключа зажигания или даже в тот момент, когда ключ вставляется в замок зажигания, либо включаются потребители энергии (фары, стеклоподъемники, стеклоочистители и т.д.). Взрыватель может быть установлен в выхлопной коллектор двигателя, в глушитель. При этом замыкание контактов произойдет после нагрева чувствительных элементов взрывателя (контактов) до определенной температуры. Могут использоваться также взрывные устройства с часовым механизмом от механических, электромеханических или электронных часов. Такие взрывные устройства в состоянии срабатывать в установленное заранее время. При воздействии на взрывное устройство срабатывают натяжные, обрывные, разгрузочные, вибрационные и прочие элементы, приводящие взрыватели в действие. Во взрывном устройстве могут находиться еще взрыватели, срабатывающие от изменения магнитного поля Земли, акустического сигнала в определенном диапазоне частот, характерного запаха человека или животного, а также все типы взрывателей замедленного действия. Демаскирующими признаками взрывного устройства может быть наличие: антенны с радиоприемным устройством у радиоуправляемого ВУ; часового механизма или электронного таймера (временного взрывателя); проводной линии управления; локально расположенной массы металла; неоднородности вмещающей среды (нарушение поверхности грунта, дорожного покрытии, стены здания, нарушение цвета растительности или снежного покрова и т.д.); теплового контраста между местом установки и окружающим фоном; характерной формы ВУ. Часто объектом подрыва является личный или служебный автомобиль. Основные места для минирования в машине это – сиденье водителя, днище под передними сиденьями, бензобак, капот. Мина большой мощности может устанавливаться неподалеку от автомобиля или в соседней машине. Но в этом случае требуется управление ею извне по радио или подрыв с помощью электрического провода. Иными словами, преступник должен находиться неподалеку от места преступления и вести наблюдение, что для него считается нежелательным. Настораживающими признаками могут быть: появление какой-либо новой детали внутри или снаружи автомобиля; остатки упаковочных материалов, изоляционной ленты, обрезков проводов неподалеку от 9 автомобиля или внутри салона; натянутая леска, проволока, провод, шнур, веревка, так или иначе прикрепленная к любой части автомобиля; чужая сумка, коробка, чемодан, пакет, сверток внутри салона или в багажнике; появившиеся уже после парковки машины пакеты из-под соков, молока, консервные банки, свертки, коробки и т.п. недалеко от автомобиля. Для осуществления взрыва может использоваться и почтовый канал. Взрывные устройства, которые закладывают в конверты, бандероли и посылки, могут быть как мгновенного, так и замедленного действия. Взрыватели мгновенного действия вызывают срабатывание взрывного устройства при нажатии, ударе, прокалывании, снятии нагрузки, разрушении элементов конструкции, просвечивании ярким светом и т.д. Например, взрывные устройства в бандеролях срабатывают либо при открытии, либо при попытке извлечь книгу или коробку из упаковки. Взрывные устройства в посылках обычно срабатывают при вскрытии крышки посылочного ящика. Взрыватели замедленного действия по истечении заранее установленного срока (от нескольких часов до нескольких суток) либо вызывают взрыв, либо приводят взрывное устройство в боевое положение, после чего срабатывание взрывного устройства происходит мгновенно в случае внешнего воздействия на него. Однако независимо от типа взрывателя и взрывного устройства письма, бандероли и посылки с подобной начинкой неизбежно обладают рядом признаков, по которым их можно отличить от обычных почтовых отправлений. Эти признаки делятся на основные и вспомогательные. К числу основных признаков относят следующие: толщина письма от 3 мм и больше, при этом в нем есть отдельные утолщения; смещение центра тяжести письма (пакета) к одной из его сторон; наличие в конверте перемещающихся предметов или порошкообразных материалов; наличие во вложении металлических либо пластмассовых предметов; наличие на конверте масляных пятен, проколов, металлических кнопок, полосок и т.д.; наличие необычного запаха (миндаля, марципана, жженой пластмассы и других); «тикание» в бандеролях и посылках часового механизма (один из самых простых и распространенных взрывателей делают с помощью обычного будильника); в конвертах и пакетах, в посылочных ящиках при их переворачивании слышен шорох пересыпающегося порошка. Наличие хотя бы одного из перечисленных признаков, а тем более сразу нескольких, позволяет предполагать присутствие в почтовом отправлении взрывной начинки. К числу вспомогательных признаков относятся: особо тщательная заделка письма, бандероли, посылки, в том числе липкой лентой, бумажными полосами и т.д.; наличие надписей типа «лично в руки», «вскрыть только лично», «вручить лично» и т.п.; отсутствие обратного адреса или фамилии отправителя, неразборчивое их написание, явно вымышленный адрес; самодельная нестандартная упаковка. Приложение № 5. Меры предупредительного характера на случай получения информации об угрозе взрыва или обнаружения взрывного устройства (ВУ) в местах скопления людей Для фиксации анонимных телефонных звонков подготовить к включению специальные контрольные устройства для выявления телефонного аппарата, с которого может позвонить преступник. Проинструктировать сотрудников служб безопасности (охранников, вахтеров, дежурных администраторов) в отношении действий по выявлению преступников или хулиганов в случае угрозы взрыва. Разработать план эвакуации обучающихся, персонала и посетителей, подготовить средства оповещения посетителей. Определить необходимое количество персонала для осуществления осмотра объекта и проинструктировать его о правилах поведения (на что обращать внимание и как действовать при обнаружении опасных предметов либо в случае возникновения других опасных ситуаций). Проинструктировать персонал объекта о том, что запрещается принимать на хранение от посторонних лиц какие-либо предметы и вещи. Подготовить необходимое количество планов осмотра объекта, в которых указать 10 пожароопасные места, порядок и сроки контрольных проверок мест временного складирования, контейнеров-мусоросборников, урн и т.п. Освободить от лишних предметов служебные помещения, лестничные клетки, помещения, где расположены технические установки. Обеспечить регулярное удаление из здания различных отходов, контейнеры-мусоросборники по возможности установить за пределами зданий объекта. Приложение № 6. Правила обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера При получении анонимного материала, содержащего угрозы террористического характера, обращайтесь с ним максимально осторожно. Целесообразно убрать его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместить в отдельную жесткую папку. Сохраните весь материал: сам документ с текстом, вложения, конверт и упаковку. Постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев. Если документ поступил в конверте – его вскрытие производится с левой или правой стороны путем аккуратного отрезания кромки ножницами. Не расширяйте круг лиц для ознакомления с содержанием документа. Анонимные материалы необходимо немедленно направлять в правоохранительные органы с сопроводительной запиской, в которой должны быть указаны конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т.п.), а также обстоятельства, связанные с их распространением, обнаружением или получением. Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать подписи, подчеркивания. Нельзя их выглаживать, мять и сгибать. При исполнении резолюций и других надписей на сопроводительных документах не должно оставаться давленых следов на анонимных материалах. Необходимо помнить, что регистрационный штамп проставляется только на сопроводительных письмах организации и заявлениях граждан, передавших анонимные материалы в инстанции. Приложение № 7. Обнаружение взрывного устройства (ВУ) На открытой территории в обязательном порядке осматриваются мусорные урны, канализационные люки, сливные решетки, цокольные и подвальные ниши, мусоросборники, крытые киоски, сараи, посторонние машины, распределительные телефонные и электрощиты, водосливные трубы. Необходимо обращать внимание на деревья, столбы и стены зданий. Перед осмотром помещения необходимо иметь его план и, приступая к осмотру, знать расположение комнат, лестниц, ниш, силовых и телефонных коммуникаций, вентиляции, канализации. Имея подобный план, можно заранее предположить места возможных закладок ВУ. Приступая к осмотру, необходимо также иметь комплект ключей от помещений, шкафов, ящиков столов и т.п. Перед осмотром желательно обесточить внешнее электропитание. Если это по какой-либо причине затруднительно, то при осмотре нужно стараться не включать досматриваемое оборудование. Если есть подозрение на наличие ВУ, то следует открыть окна и двери в осматриваемых помещениях для рассредоточения возможной взрывной волны. Необходимо избегать резких непродуманных движений, особенно связанных с передвижением в пространстве и открыванием дверей, полок, нажатия выключателей и т.д. В помещениях особое внимание нужно уделить осмотру таких мест, как подвесные потолки, вентиляционные шахты, внутренние электрощитовые и распределительные коробки, места за батареями отопления, осветительные плафоны, поддоны мусоропроводов, мусоросборники, лифты, лестничные клетки и другие замкнутые пространства. 11 Необходимо тщательно проверить места хранения пожарного инвентаря (огнетушители, шланги, гидранты), ниши для хранения уборочного инвентаря, в местах, где проходят коммуникационные линии. Вентиляционные шахты, водосточные трубы и другие подобные места необходимо закрыть решетками, ограничивающими доступ в них. На дверцы ниш, шкафов, чердаков, подвалов, щитовых и т.д. следует навесить замки и опечатать их. Наибольшую опасность представляют места постоянного скопления людей, особенно те, в которых могут оказаться случайные посетители. Признаки, которые могут указывать на ВУ: наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоляционной ленты; подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом; от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах. Причины, которые могут стать поводом для опасения: нахождение подозрительных лиц до обнаружения этого предмета; угрозы лично, по телефону или в почтовых отправлениях. 1. 2. 3. 4. Приложение № 8. Действия должностных лиц при обнаружении взрывного устройства (ВУ) в местах скопления людей При получении сообщения о заложенном взрывном устройстве, обнаружении предметов, вызывающих такое подозрение, немедленно поставить в известность дежурную службу объекта (там, где она есть) и сообщить полученную информацию в дежурную часть органов МВД. При этом назвать точный адрес своего учреждения и номер телефона. До прибытия сотрудников милиции принять меры к ограждению подозрительного предмета и недопущению к нему людей в радиусе до 50-100 метров. Эвакуировать из здания (помещения) учащихся (воспитанников), персонал и посетителей на расстояние не менее 200 метров. По возможности обеспечить охрану подозрительного предмета и опасной зоны. При охране подозрительного предмета находиться по возможности за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колонна, толстое дерево, автомашина и т.д.), и вести наблюдение за ним и территорией вокруг него. Дождаться прибытия представителей правоохранительных органов, указать место расположения подозрительного предмета, время и обстоятельства его обнаружения. По прибытии специалистов по обнаружению взрывных устройств действовать в соответствии с их указаниями. Категорически запрещается: самостоятельно предпринимать действия, нарушающие состояние подозрительного предмета, трогать или перемещать подозрительный предмет и другие предметы, находящиеся с ним в контакте; заливать жидкостями, засыпать грунтом или накрывать обнаруженный предмет тканевыми и другими материалами; курить, пользоваться электрорадиоаппаратурой, переговорными устройствам или рацией вблизи обнаруженного предмета, переезжать на автомобиле; оказывать температурное, звуковое, световое, механическое воздействие на взрывоопасный предмет. Приложение № 9. Меры защиты в случае проведения террористических актов Педагогам и обучающимся необходимо знать изложенные ниже правила защиты в случае проведения различных террористических актов. Если произошел взрыв: 1. Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку. 2. Продвигайтесь осторожно, не трогайте руками поврежденные конструкции и провода. 3. Помните, что в разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газа нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, зажигалками, свечами, факелами и т.п.). 4. При задымлении защитите органы дыхания смоченным платком (лоскутом ткани, полотенцем). 5. Включите локальную систему оповещения и проверьте возможность взаимного общения (теле-, радио-, телефонной связью, голосом). 12 6. В случае эвакуации возьмите необходимые вещи, деньги, ценности. Изолируйте помещение, в котором произошел взрыв (закройте все двери и окна), немедленно сообщите о случившемся по телефону в соответствующие органы правопорядка, противопожарную и медицинскую службы. Оповестите людей, находящихся поблизости, о необходимости эвакуации. Помогите престарелым и инвалидам покинуть помещение. Возьмите на учет лиц, оставшихся в помещении. Входную дверь плотно прикройте, не закрывая на замок. При невозможности эвакуации необходимо принять меры, чтобы о вас знали. Выйдите на балкон или от кройте окно и кричите о помощи. 7. После выхода из помещения отойдите на безопасное расстояние от него и не предпринимайте самостоятельных решений об отъезде к родственникам и знакомым. 8. Действуйте в строгом соответствии с указаниями должностных лиц. Если вас завалило обломками 1. Постарайтесь не падать духом, дышите глубоко, ровно, не торопясь. Приготовьтесь терпеть голод и жажду. Голосом и стуком привлеките внимание людей. Если вы находитесь глубоко от поверхности земли, перемещайте влево вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи, кусок трубы и т.п.) для обнаружения вас металлоискателем. 3. Если пространство около вас относительно свободно, не зажигайте спички, берегите кислород. 4. Продвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала, ориентируйтесь по движению воздуха, поступающего снаружи. 5. Если у вас есть возможность, с помощью подручных предметов (доски, кирпича и т.п.) укрепите обвисающие балки и потолок от обрушения. 6. При сильной жажде положите в рот небольшой лоскут ткани (гладкий камушек) и сосите его, дыша носом. 7. При прослушивании появившихся вблизи людей стуком и голосом сигнализируйте о себе. Меры безопасности в случае химического и биологического терроризма Наиболее распространенными и доступными химическими веществами и биологическими агентами, которые могут быть использованы при проведении террористических актов, являются: а) химические вещества: токсичные гербициды и инсектициды; аварийно-опасные химические вещества; отравляющие вещества; психогенные и наркотические вещества; б) биологические агенты: возбудители опасных инфекций типа сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии и др.; природные яды и токсины растительного и животного происхождения. Исходя из возможной угрозы химического и биологического терроризма, каждому человеку необходимо знать: физико-химические и поражающие свойства наиболее опасных химических веществ и биологических агентов; основные способы применения и особенности их воздействия на организм человека; меры первой помощи при воздействии химических веществ и биологических агентов на организм человека; основные приемы и средства защиты от их воздействия; порядок действий при угрозе или реальном воздействии химических веществ и биологических агентов, включая уведомление об этом соответствующих органов и служб. 2. Приложение № 10. Применение химических веществ и биологических агентов возможно в основном диверсионными методами, к которым относятся: использование обычных бытовых предметов (сумок, пакетов, свертков, коробок, игрушек и т.д.), оставляемых в местах массового скопления людей; заражение (отравлением) водоемов, систем водоснабжения химически опасными веществами 13 (цианинами, отравляющими веществами и т.д.); поставка или преднамеренное заражение крупных партий продуктов питания как химическими веществами, так и биологическими агентами; использование переносчиков инфекционных заболеваний (насекомых, грызунов, животных и т.п.). Установить факты применения химических веществ и биологических агентов можно лишь по внешним признакам: изменению цвета и запаха вкуса) воздуха, воды, продуктов питания; отклонений в поведении людей, животных и птиц, подвергшихся их воздействию; появлению на территории предприятия, организации, учреждения подозрительных лиц и т.п. Учитывая многообразие внешних признаков химических веществ и биологических агентов, помните, что важнейшим условием своевременного обнаружения фактов применения или угрозы их применения является ваша наблюдательность и немедленное уведомление об этом соответствующих органов и служб МЧС, Роспотребнадзора, МВД, ФСБ, медицинских учреждений. При обнаружении или установлении фактов применения химических веществ педагоги и обучающиеся (воспитанников) должны знать следующие правила: 1. находясь на улице, не поддаваться панике; используя подручные средства защиты органов дыхания, быстро выйти из зоны заражения или воздействия химических веществ, а при возможности – укрыться в убежищах (помещениях); 2. находясь дома, плотно закрыть и герметизировать тканью, марлей или простынями, смоченными содовым раствором или водой, окна и двери; выключить нагревательные приборы и кондиционеры, включить городскую радиотрансляционную сеть, прослушать речевое сообщение органов управления МЧС и действовать согласно полученным рекомендациям; 3. находясь в общественном месте (театре, магазине, стадионе и т.п.) прослушать указания администрации о порядке поведения и действовать в соответствии с ними; 4. в случае реального поражения химическим веществом пострадавшего немедленно вывести (вынести) на свежий воздух и оказать ему первую медицинскую помощь (обеспечить тепло и покой, при необходимости сделать промывание желудка, кислородное или искусственное дыхание, в зависимости от вида воздействия дать необходимые медицинские препараты), а также направить его в медицинское учреждение. 5. при возникновении опасности эпидемии или воздействия биологического агента вы должны: максимально сократить контакты с другими людьми; прекратить посещение общественных мест; не выходить без крайней необходимости из квартиры; выходить на улицу, работать на открытой местности только в средствах индивидуальной защиты; при первых признаках заболевания немедленно обратиться к врачу; употреблять пищу и воду только после проверки службой Роспотребнадзора; строго выполнять все противоэпидемиологические мероприятия. Приложение № 11. Инструкция и памятка сотруднику вахты 1. Сотрудник вахты обязан: 1.1. знать и выполнять «Противопожарные правила для школ, школ-интернатов и детских учреждений»; 1.2. знать расположение входов и выходов из здания, а также их состояние; 1.3. знать местонахождение первичных средств пожаротушения и связи, уметь ими пользоваться; 1.4. знать порядок действий обслуживающего персонала по эвакуации обучающихся и тушению пожара; 1.5. осуществлять постоянный контроль за соблюдением обучающимися и персоналом противопожарного режима в районе поста и на маршрутах обхода здания и территории. 2. Сотрудник вахты должен иметь в своем распоряжении: 2.1. электрический переносной фонарь; 2.2. средства оповещения обучающихся, учителей и обслуживающего персонала в случае пожара; 2.3. пронумерованные ключи от всех дверей эвакуационных выходов; 2.4. средство связи с пожарной охраной (телефон); 2.5. перечень номеров телефонов: пожарной охраны, инженерных и аварийных служб, руководителей Учреждения 14 3. При обнаружении пожара вахтер обязан: 3.1. сообщить о происходящем в пожарную охрану по телефону «01», указав адрес объекта; 3.2. доложить руководству Учреждения о пожаре; 3.3. до прибытия пожарных подразделений помочь организовать эвакуацию школьников в безопасное место и принять меры по тушению пожара первичными средствами пожаротушения (огнетушителями, ПК); 3.4. организовать встречу пожарных подразделений и действовать по указанию руководителя тушения пожара. Приложение № 12. Памятка сотруднику вахты о мерах по антитеррористической безопасности и защите школьников В целях обеспечения антитеррористической безопасности сотрудник вахты обязан выполнять следующие действия: 1. Разрешать посетителям вход в здание только по предъявлении ими документа, удостоверяющего личность. 2. Осуществлять регистрацию прибывшего в журнале учета посетителей. 3. Следить за тем, чтобы в период проведения учебных занятий входные двери школы, у которых находится пост , были закрыты, а входные двери, где нет постоянной охраны, а также запасные входы были опечатаны. 4. Обходить здание с внешней стороны, проверяя целостность стекол на окнах, состояние решеток, входных дверей, о чем делать запись в журнале. 5. В случае эвакуации из здания обеспечить организованный выход обучающихся и персонала Образовательного учреждения через основные и запасные двери согласно плану эвакуации. Принять меры по организации охраны имущества. При обнаружении подозрительных предметов (пакета, коробки, сумки и др.) огородить их, немедленно сообщив об этом в правоохранительные органы и оперативному дежурному, принять меры по недопущению к данным предметам посторонних лиц и школьников. 6. Не допускать стоянки постороннего транспорта у здания и прилегающей к нему территории. Следить за тем, чтобы входные ворота были закрытыми. Обо всех случаях стоянки бесхозного транспорта сообщать в правоохранительные органы. 7. При появлении у здания и нахождения длительное время посторонних лиц, сообщить в правоохранительные органы и усилить пропускной режим. Приложение № 13. Рекомендации администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений по работе с учащимися, уличенными в телефонном хулиганстве Чаще всего к телефонному хулиганству прибегают дети, в той или иной мере переживающие кризисное состояние. Именно это состояние может вызвать негативные изменения в восприятии окружающей обстановки для переживающих его. Эти изменения часто происходят неожиданно и приводят человека к ощущению своей уязвимости и беспомощности. Такими кризисами для ребенка могут стать: сложные взаимоотношения с родными и близкими, конфликтные ситуации с педагогами, нарушенные взаимоотношения со сверстниками, а также несчастный случай с учащимся, смерть близких, знакомых (особенно самоубийство), грубое насилие (например, групповые «разборки»), захват заложников, пожар в школе или природные бедствия (например, наводнение или ураган) и др. Любые ситуации легче предотвращать, чем исправлять. Именно поэтому так важна профилактическая работа по предупреждению кризисных ситуаций в школе, к числу которых можно отнести и хулиганские телефонные звонки, называемые «телефонный терроризм». Пытаясь совладать с психологическими и эмоциональными последствиями совершенного поступка, некоторые дети и подростки могут отрицать либо факт самого происшествия, либо его значение. Учащиеся (воспитанники), которые используют отрицание как средство справиться с произошедшей ситуацией, должны быть уличены в мягкой, но прямолинейной манере. Подобная ситуация может вызвать гнев и негодование ребенка. Со временем и при поддержке взрослых учащийся (воспитанник), как правило, начинает понимать реальность произошедшего. На всех этапах работы с учащимся, уличенным в телефонном хулиганстве (терроризме), со стороны образовательного учреждения должна быть обеспечена психолого-педагогическая поддержка. Психолог либо классный руководитель участвуют во всех беседах, проводимых с ребенком специалистами правоохранительных органов. В сложившейся 15 ситуации важно помнить и об обязательной психолого-педагогической работе с родителями учащегося. Учителя проводят большое количество времени со своими учениками и, достаточно хорошо зная их, способны оказать ребятам своевременную помощь. Однако самим педагогам необходимо быть спокойными и контролировать своих учеников в то время, когда они могут испытывать прилив эмоций, связанных со сложившейся ситуацией. Ниже обозначены действия, которые могут предпринять учителя для работы со своими учениками в случае совершения ими телефонного хулиганства и в других подобного рода ситуациях: После получения информации, связанной с происшествием, и разрешения руководителя образовательного учреждения педагогам следует проконсультироваться со школьным психологом или специалистом антикризисного подразделения относительно наиболее удачной стратегии в работе в подобных ситуациях. Учащемуся обязательно нужно предоставить возможность объяснить свои эмоции и поступки относительно произошедшего. Необходимо поговорить со школьником, уличенным в телефонном хулиганстве, о том, что он может испытывать в связи с произошедшим (к примеру, сильные негативные эмоции, чувство страха, обиды, мести и т.п.). Учителю нужно помнить, что период прохождения сильных эмоциональных реакций после завершения ситуации обычно длится от одной до шести недель. Поэтому некоторые ученики могут отреагировать на произошедшее днями или неделями позже. Учителя должны иметь в виду это и оставаться настороже некоторое время после событий. Некоторые дети могут пытаться убедить окружающих, что они не задеты этим событием, а потом внезапно продемонстрировать сильную эмоциональную реакцию. Когда ученик сможет поделиться своими чувствами, учителям необходимо выслушать его в некритичной и не оценивающей манере. Ученику должна быть предоставлена возможность выразить происшедшее через различные средства коммуникации, например, письмо. Важно, чтобы учителя контролировали свои эмоции во время работы с учащимися. Задача эта довольно трудная, если принять во внимание, что педагоги сами могли быть серьезно «задеты» сложившейся ситуацией. Дети имеют привычку смотреть на взрослых, чтобы подражать их реакции. Учитель, испытывающий эмоциональные трудности, может быть не лучшим примером для подражания. Если классный руководитель не в состоянии адекватно действовать в сложившейся ситуации, то другой педагог должен немедленно заменить его или помочь в работе. Учащийся, прибегнувший к телефонному хулиганству, в той или иной мере переживает кризисное состояние (состояние дисбаланса). Агрессия может являться последствием данного состояния ребенка. В сложившейся обстановке классному руководителю важно выявить объективную причину поведения учащегося и дать оценку сложившейся ситуации. В некоторых случаях для решения этой задачи необходимо обратиться за помощью к школьному психологу. При самостоятельной работе с учащимся классному руководителю следует: постараться определить, что тревожит учащегося, вовлекая его в беседу о том, что с ним происходит; попытаться узнать, что конкретно причиняет ему беспокойство в данный момент; выявить наиболее актуальную личную проблему школьника (с точки зрения его самого); выявить те проблемы, которые могут быть решены непосредственно с помощью учителя или другого взрослого; совместно с учащимся продумать, что может препятствовать решению проблем; обсудить, что можно сделать с наибольшей эффективностью в кратчайшие сроки, чтобы справиться с проблемой; постарайтесь заметить сходство данной ситуации с предшествующими инцидентами. В целях предупреждения противоправных действий со стороны учащихся классные руководители должны стараться выявить школьников, которые находятся в кризисных состояниях и нуждаются в индивидуальной помощи и поддержке. К ним относятся учащиеся, которые: в течение длительного времени не выполняют школьные задания при условии, что большинство сверстников справляются с работой; отличаются высоким уровнем эмоциональных реакций, например агрессивностью, плачем, слезливостью; часто находятся в депрессивном состоянии, а также нежелающие общаться; отличаются низкой успеваемостью и слабым уровнем концентрации внимания; имеют суицидальные идеи или преднамеренно наносят себе повреждения, например, ранят себя; замечены в употреблении алкоголя или наркотиков, других психоактивных веществ; 16 набирают или теряют значительный вес за короткий период времени; перестают обращать внимание на личную гигиену. С течением времени, при правильной поддержке со стороны школьного персонала и семьи, учащийся сможет адекватно оценить свой поступок. Он станет позитивно рассматривать все предъявляемые ему требования. Однако есть учащиеся, которые будут продолжать переживать кризисные состояния и испытывать поведенческие проблемы в школе. Этим школьникам потребуются дальнейшая индивидуальная помощь.