УТВЕРЖДЕНО приказом директора МКОУ СОШ № 2 с.п. Псыгансу № 17 – ОД от 08.04.2024г. _____________ Х.З. Бозиев Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу 1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение о наставничестве в МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № P-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». 1.2. Подлежащая внедрению в МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу. Целевая модель наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - Целевая модель) нацелена на достижение результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» и «Уcпex каждого ребенка» национального проекта «Образование». 1.3. Настоящее положение разработано в целях обеспечения взаимодействия МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу, внедряющей Целевую модель с организациями-партнерами и представителями школьного сообщества. 1.4. Настоящее Положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества. 2. Термины и определения Целевая модель наставничества — система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программы наставничества в МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Наставничество - технология передачи опыта, знаний, формирования компетенций, метакомпетенций, освоения ценностей через неформальное взаимодействие, основанное на доверии и партнерстве. Может осуществляться как в индивидуальной («наставник-наставляемый»), так и в групповой («наставникгруппа наставляемых») форме. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся». Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Куратор - сотрудник образовательной организации либо учреждения из числа ее социальных партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, организует стажировки и т.д.). Школьное сообщество (сообщество школы) - сотрудники образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и иные субъекты, объединенные стремлением внести вклад в развитие организации и действующие совместно ради этой цели. Образовательное пространство региона - сеть образовательных событий, организуемых групповыми и индивидуальными субъектами (учреждениями образования, культуры, спорта, предприятиями и т.п., конструктивными сообществами и инициативными гражданами); совокупность данных субъектов является инфраструктурой, обладающей образовательным потенциалом в решении задач программы наставничества ОУ. Тандем - пара «наставник-наставляемый». Термин используется в практике наставничества, подчеркивая способ достижения успеха - только совместными усилиями. Родитель/законный представитель - юридически значимый для наставляемого взрослый, который должен быть включен в программу (даже в качестве пассивного участника). 3. Цели и задачи наставничества 3.1. Целью внедрения Целевой модели является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности. Целью также становится создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 11 до 18 лет, педагогов разных уровней образования и молодых специалистов, проживающих на территории Российской Федерации, в программы наставничества. 3.2. Задачи реализации целевой модели наставничества: • улучшение показателей организации в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах; • подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность; • раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка индивидуальной образовательной траектории; • создание экологичной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров; • формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности 4. Организационные основы наставничества 4.1. Наставничество в МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу организуется на основании приказа директора. 4.2. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе. 4.3. Куратор наставничества назначается приказом директоры школы. В задачи куратора входит сбор и работа с базой наставников и наставляемых, организация обучения наставников, контроль за проведением всех этапов реализации целевой модели, решение организационных вопросов, мониторинг реализации и получение обратной связи от участников и партнеров программы. 4.4. Разработка программы наставничества осуществляется проектной группой, назначаемой приказом директора. 4.5. Программа наставничества в МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу реализуется в ходе работы куратора с базами наставляемых и наставников. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется куратором во взаимодействии с педагогическими работниками школы, классными руководителями, родителями/законными представителями несовершеннолетних на основании информации о потребностях, обучающихся и педагогов как потенциальных участниках программы. 4.6. Наставляемыми могут быть обучающиеся по программам среднего общего (рекомендуются обучающиеся 11-18 лет) на условиях свободного вхождения в выбранную программу и согласия родителей/законных представителей, а также педагоги. База наставляемых формируется из: 4.6.1. обучающихся, обладающих следующими характеристиками: - проявившие выдающиеся способности, повышенный интерес к определенным предметам, который может определить профессиональный выбор; - с ограниченными возможностями здоровья; - желающие овладеть цифровыми навыками, ИКТ и иными современными компетенциями и т.д.; - находящиеся в процессе адаптации на новом месте учебы; -демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты; - имеющие проблемы с поведением; - попавшие в трудную жизненную ситуацию; 4.6.2. педагогов, обладающих следующими характеристиками: - молодые специалисты; - не принимающие участие в жизни школы, отстраненные от коллектива; - находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости; - находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы. 4.8. Наставниками рассматриваются: - обучающиеся, мотивированные помочь другим в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах; - педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; - родители обучающихся — активные участники родительских или управляющих советов; - выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы; - сотрудники предприятий и организаций, заинтересованные в подготовке будущих кадров; - успешные предприниматели, общественные деятели, имеющие потребность передать свой опыт; - ветераны педагогического труда. 4.9. К наставнической деятельности в МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу допускаются лица, соответствующие критериям психологической, педагогической, профессиональной (для некоторых форм) подготовки. К наставнической деятельности не допускаются лица, - имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности; - имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; - признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; - имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей; -лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда. 4.10. Эффективность работы наставника определяется наличием прогресса у наставляемого в области эмоциональной удовлетворенности, изменения поведения, компетенций, результатов, значимых для школы, по результатам мониторинга и анализа индивидуального маршрута наставляемого. 4.11. Участие наставника и наставляемых в программе наставничества основывается на добровольном согласии. Наставники утверждаются по результатам анкетирования и собеседования. 4.12. База наставляемых и база наставников составляется при условии заполнения участниками согласия на обработку персональных данных. Базы могут меняться в зависимости от образовательных потребностей школы и педагогов в целом и от потребностей участников образовательных отношений. 4.13. Формирование тандемов / групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом директора школы. 4.14. С наставниками, приглашенными из внешней среды, составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе. 5. Реализация целевой модели наставничества. 5.1. Целевая модель внедряется в процессе реализации программы наставничества, создаваемой на период не более 1 календарного года проектной группой, назначаемой приказом директора. 5.2. Программа включает в себя перечень форм наставничества, выбранных педагогическим коллективом, исходя из образовательных потребностей школы. Данные формы и схемы их реализации представляются на педагогическом и родительском советах, встречах с сообществом школы, ученической конференции. 5.3. Количество наставляемых, закрепленных за наставником, не может превышать 5 человек. 5.4. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия «наставник - наставляемый». • Первая, организационная, встреча наставника и наставляемого. • Вторая, пробная рабочая, встреча наставника и наставляемого. • Встреча - планирование рабочего процесса, составление индивидуального маршрута, наставляемого. • Регулярные встречи наставника и наставляемого. • Заключительная встреча наставника и наставляемого. 5.5. Количество встреч наставник и наставляемый определяют при проведении встречи-планирования в согласовании с куратором, не реже 1 раза в месяц согласно индивидуальному маршруту наставляемого. 5.6. Наставник может быть досрочно освобожден от исполнения возложенных на него обязанностей по осуществлению наставничества приказом директора школы в случаях: 1) письменного заявления наставника об освобождении от обязанностей по осуществлению наставничества; 2) невыполнения или ненадлежащего выполнения наставником возложенных на него обязанностей; 3) письменного мотивированного ходатайства обучающихся школы; 4) производственной необходимости по месту работы наставника либо по иным уважительным причинам личного характера. 5.7. Индивидуальный маршрут наставляемого утверждается куратором. 6. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества. 6.1. Под мониторингом реализации программы наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. 6.2. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества (1 раз в полугодие, не позднее 30 марта (промежуточный) и 30 сентября (итоговый)). В ходе проведения мониторинга отметки не выставляются. 6.3. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных частей: • оценка качества процесса реализации программы наставничества; • оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов. 6.4. Оценка качества реализации программы наставничества в ОУ направлена на: - изучение (оценку) качества программы наставничества, сильных и слабых сторон, качества совместной работы тандемов/групп, - выявление соответствия условий реализации программы наставничества требованиям и принципам Целевой модели; 6.5. Оценка качества реализации программы наставничества осуществляется на основе анкет удовлетворенности наставников и наставляемых организацией наставнической деятельности в школе. Данные анкеты заполняются на заключительном этапе программы. 6.6. Для уточнения данных оценочных методик могут быть использованы архивные данные (школьные оценки и данные о посещаемости, рецидивы и статистику правонарушений, данные включенного наблюдения, отзывы участников образовательной и наставнической деятельности и др.). 6.7. Результаты мониторинга являются основанием для оценки работы наставника. В период завершения программы наставник оформляет отчет в свободной форме, где отмечает успехи, достигнутые в реализации программы, сложности и перспективы развития наставляемого. 7. Обязанности и права куратора 7.1. Обязанности куратора: - формирование и актуализация базы наставников и наставляемых; - координация работы по разработке ежегодной Программы наставничества МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу; - организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы; - подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность и представление их на утверждение директору школы; - оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки участникам наставнической деятельности; - мониторинг и оценка качества Программы, прохождения индивидуальных маршрутов, наставляемых; - своевременный сбор данных по оценке эффективности внедрения Целевой модели по запросам органов управления образования; - получение обратной связи от участников Программы и иных причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных результатов; - анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической деятельности в школе и участие в его распространении. 7.2. Куратор имеет право: - запрашивать документы (индивидуальные маршруты наставляемых, заявления, представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников Программы; - организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники (родители, классные руководители, профориентационные тесты и др.); - вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы школы, сопровождающие наставническую деятельность; - инициировать мероприятия в рамках реализации Программы в школе; - принимать участие во встречах наставников с наставляемыми; - вносить на рассмотрение руководству школы предложения о поощрении участников Программы; - принимать участие в организации взаимодействия тандемов/групп; - на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества и высокого качества Программы. 8. Обязанности и права наставника: 8.1. Наставник обязан: • Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава школы, определяющих права и обязанности. • Разработать совместно с наставляемым индивидуальный маршрут. • Проводить мероприятия с наставляемым в соответствии с индивидуальным маршрутом в различных формах (встречи, практикумы, тренинги, тренировки, мастер - классы и т.п.) и контролировать его самостоятельную работу. • Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития. • Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога. • Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, обсуждая с ним долгосрочную перспективу. • Предлагать свою помощь в достижении целей наставляемого и указывать на риски и противоречия. • Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, стимулировать развитие у наставляемого индивидуального видения. • Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивировать его. • Личным примером развивать положительные качества наставляемого, привлекать к участию в общественной жизни, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора • Подводить итоги Программы, формировать отчет о проделанной работе с предложениями и выводами. 8.2. Права наставника. • Обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в документацию и инструменты осуществления программы наставничества; за организационно-методической поддержкой и психолого-педагогическим сопровождением; • Принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с обучением и воспитанием наставляемых, в том числе вносить предложения директору школы об их поощрении. • Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. • Проходить обучение. • Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. 9. Обязанности и права наставляемого: 9.1. Обязанности наставляемого. • Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава школы, определяющих права и обязанности. • Разработать совместно с наставником свой индивидуальный маршрут. • Выполнять задания индивидуального маршрута. • Выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением индивидуального маршрута, учиться у него практическому решению поставленных задач, формировать поведенческие навыки; • Отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его мероприятий индивидуального маршрута); • Сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных пунктов индивидуального плана. • Проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества; • Принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, в соответствии с программой наставничества МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу. 9.2. Права наставляемого. • Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. • Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур. • При невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к куратору Программы в школе. • Пользоваться имеющимися в школе ресурсами, обеспечивающими выполнение индивидуального плана. • В индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с выполнением индивидуального маршрута; запрашивать интересующую информацию; • Рассчитывать на психологическое сопровождение. • Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. • Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя. 10. Ожидаемые (планируемые) результаты внедрения и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательной организации и возможные риски Внедрение и реализация системы (целевой модели) наставничества будет способствовать формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в части поддержки педагогов «на местах». В результате внедрения и реализации системы (целевой модели) наставничества будет создана эффективная среда наставничества, включающая: непрерывный профессиональный рост, личностное развитие и самореализацию педагогических работников; рост числа закрепившихся в профессии молодых/начинающих педагогов; развитие профессиональных перспектив педагогов старшего возраста в условиях цифровизации образования; методическое сопровождение системы наставничества образовательной организации; цифровую информационно-коммуникативную среду наставничества; обмен инновационным опытом в сфере практик наставничества педагогических работников. Для оценки эффективности наставнической деятельности можно рекомендовать мониторинг, состоящий из двух этапов: 1) Мониторинг процесса реализации персонализированной программы наставничества, который оценивает: − результативность реализации персонализированной программы наставничества и сопутствующие риски; − эффективность реализации образовательных и культурных проектов совместно с наставляемым; − процент обучающихся наставляемого, успешно прошедших ВПР/ОГЭ/ЕГЭ; − динамику успеваемости обучающихся; − динамику участия обучающихся в олимпиадах; − социально-профессиональную активность наставляемого и др. 2) Мониторинг влияния персонализированной программы наставничества на всех ее участников. Результатом успешной реализации персонализированной программы наставничества может быть признано: − улучшение образовательных результатов и у наставляемого, и у наставника; − повышение уровня мотивированности и осознанности наставляемых в вопросах саморазвития и профессионального самообразования; − степень включенности наставляемого в инновационную деятельность школы; − качество и темпы адаптации молодого/менее опытного/сменившего место работы специалиста на новом месте работы; − увеличение числа педагогов, планирующих стать наставниками и наставляемыми в ближайшем будущем. При внедрении и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях возможны следующие риски: 1. Отсутствие у части педагогов восприятия наставничества как механизма профессионального роста педагогов. 2. Высокая нагрузка на наставников и наставляемых. 3. Низкая мотивация наставников. 4. Недостаточно высокое качество наставнической деятельности и формализм в выполнении функций наставника. 5. Низкая мотивация наставляемых, их стремление противопоставить себя «косным» наставникам и их многолетнему опыту. 6. Низкая степень взаимодействия всех элементов двухконтурной структуры системы (целевой модели) наставничества. 11. Формы и условия поощрения наставников. 1. Мероприятия по популяризации роли наставника. - Организация и проведение в школе тематических мастер-классов, открытых уроков, внеклассных мероприятий, семинаров-практикумов. - Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. - Проведение конкурса профессионального мастерства в школе; - Создание тематической рубрики на сайте школы с целью информационной и методической поддержки программы; - Награждение грамотами школы «Лучший наставник»; - Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся, по месту работы/учебы наставника. - Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении аттестации педагоговнаставников, а также при определении стимулирующих выплат. - Руководство школы вправе применять иные методы нематериальной и материальной мотивации с целью развития и пропаганды института наставничества и повышения его эффективности. 12. Документы, регламентирующие наставничество К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: • Положение о наставничестве в МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу; • Программа наставничества в МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу; • «Дорожная карта» реализации целевой модели наставничества в МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу; • Приказ о назначение куратора и наставников программы наставничества школы; • Об утверждении тандемов/групп. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП 460837604057956529703830632163952415623550190548 Бозиев Хасанби Зурабович С 18.10.2023 по 17.10.2024