Положение о системе наставничества

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МКОУ СОШ № 2 с.п. Псыгансу
№ 17 – ОД от 08.04.2024г.
_____________ Х.З. Бозиев

Положение
о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников
МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве в МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу (далее - Положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления Министерства
просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № P-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
деятельность
по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися».
1.2. Подлежащая внедрению в МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу. Целевая модель наставничества
обучающихся для организаций,
осуществляющих образовательную деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - Целевая модель)
нацелена на достижение результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа»,
«Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» и
«Уcпex каждого ребенка» национального проекта «Образование».
1.3. Настоящее положение разработано в целях обеспечения взаимодействия МКОУ СОШ №2 с.п.
Псыгансу, внедряющей Целевую модель с организациями-партнерами и представителями школьного
сообщества.
1.4. Настоящее Положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует
взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества.
2. Термины и определения
Целевая модель наставничества — система условий, ресурсов и процессов,
необходимых для реализации программы наставничества в МКОУ СОШ №2
с.п.
Псыгансу.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на
организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения
ожидаемых результатов.
Наставничество - технология передачи опыта, знаний, формирования компетенций, метакомпетенций,
освоения ценностей через неформальное взаимодействие, основанное на доверии и партнерстве. Может
осуществляться как в индивидуальной («наставник-наставляемый»), так и в групповой («наставникгруппа наставляемых») форме.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и
при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи,
приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах
наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении
жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться
опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и
самосовершенствования наставляемого.
Куратор - сотрудник образовательной организации либо учреждения из числа ее социальных партнеров,
который отвечает за организацию программы наставничества.

Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы
наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой
ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует
признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и
педагогов, организует стажировки и т.д.).
Школьное сообщество (сообщество школы) - сотрудники образовательной организации, обучающиеся,
их родители, выпускники и иные субъекты, объединенные стремлением внести вклад в развитие
организации и действующие совместно ради этой цели.
Образовательное пространство региона - сеть образовательных событий, организуемых групповыми
и индивидуальными субъектами (учреждениями образования, культуры, спорта, предприятиями и т.п.,
конструктивными сообществами и инициативными гражданами); совокупность данных субъектов
является инфраструктурой, обладающей образовательным потенциалом в решении задач программы
наставничества ОУ.
Тандем - пара «наставник-наставляемый». Термин используется в практике наставничества,
подчеркивая способ достижения успеха - только совместными усилиями.
Родитель/законный представитель - юридически значимый для наставляемого взрослый, который
должен быть включен в программу (даже в качестве пассивного участника).
3. Цели и задачи наставничества
3.1. Целью внедрения Целевой модели является максимально полное раскрытие потенциала личности
наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в
современных условиях неопределенности. Целью также становится создание условий для
формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации
всех обучающихся в возрасте от 11 до 18 лет, педагогов разных уровней образования и молодых
специалистов, проживающих на территории Российской Федерации, в программы наставничества.
3.2. Задачи реализации целевой модели наставничества:
• улучшение показателей организации в образовательной, социокультурной, спортивной и других
сферах;
• подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в
современном мире, отличительными особенностями которого
являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
• раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося,
поддержка индивидуальной образовательной траектории;
• создание экологичной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа
закрепившихся в профессии педагогических кадров;
• формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации,
способного на комплексную поддержку ее деятельности
4. Организационные основы наставничества
4.1. Наставничество в МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу организуется на основании приказа директора.
4.2. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора школы
по учебно-воспитательной работе.
4.3. Куратор наставничества назначается приказом директоры школы. В задачи куратора входит сбор и
работа с базой наставников и наставляемых, организация обучения наставников, контроль за
проведением всех этапов реализации целевой модели, решение организационных вопросов, мониторинг
реализации и получение обратной связи от участников и партнеров программы.
4.4. Разработка программы наставничества осуществляется проектной группой, назначаемой приказом
директора.
4.5. Программа наставничества в МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу реализуется в ходе работы куратора с
базами наставляемых и наставников. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется
куратором во взаимодействии с педагогическими работниками школы, классными руководителями,
родителями/законными представителями несовершеннолетних на основании информации о
потребностях, обучающихся и педагогов как потенциальных участниках программы.
4.6. Наставляемыми могут быть обучающиеся по программам среднего общего (рекомендуются
обучающиеся 11-18 лет) на условиях свободного вхождения в выбранную программу и согласия
родителей/законных представителей, а также педагоги.
База наставляемых формируется из:
4.6.1. обучающихся, обладающих следующими характеристиками:

- проявившие выдающиеся способности, повышенный интерес к определенным предметам, который
может определить профессиональный выбор;
- с ограниченными возможностями здоровья;
- желающие овладеть цифровыми навыками, ИКТ и иными современными компетенциями и т.д.;
- находящиеся в процессе адаптации на новом месте учебы;
-демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
- имеющие проблемы с поведением;
- попавшие в трудную жизненную ситуацию;
4.6.2. педагогов, обладающих следующими характеристиками:
- молодые специалисты;
- не принимающие участие в жизни школы, отстраненные от коллектива;
- находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
- находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы.
4.8. Наставниками рассматриваются:
- обучающиеся, мотивированные помочь другим в образовательных, спортивных, творческих и
адаптационных вопросах;
- педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и
создании продуктивной педагогической атмосферы;
- родители обучающихся — активные участники родительских или управляющих советов;
- выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы;
- сотрудники предприятий и организаций, заинтересованные в подготовке будущих кадров;
- успешные предприниматели, общественные деятели, имеющие потребность передать свой опыт;
- ветераны педагогического труда.
4.9. К наставнической деятельности в МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу допускаются лица,
соответствующие критериям психологической, педагогической, профессиональной (для некоторых
форм) подготовки.
К наставнической деятельности не допускаются лица,
- имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию
(за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по
реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и
достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы
и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и
несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной
безопасности;
- имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие
преступления;
- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и
защиты прав потребителей;
-лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную
силу приговором суда.
4.10. Эффективность работы наставника определяется наличием прогресса у наставляемого в области
эмоциональной удовлетворенности, изменения поведения, компетенций, результатов, значимых для
школы, по результатам мониторинга и анализа индивидуального маршрута наставляемого.
4.11. Участие наставника и наставляемых в программе наставничества основывается на добровольном
согласии. Наставники утверждаются по результатам анкетирования и собеседования.
4.12. База наставляемых и база наставников составляется при условии заполнения участниками согласия
на обработку персональных данных. Базы могут меняться в зависимости от образовательных
потребностей школы и педагогов в целом и от потребностей участников образовательных отношений.
4.13. Формирование тандемов / групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом
директора школы.
4.14. С наставниками, приглашенными из внешней среды, составляется договор о сотрудничестве на
безвозмездной основе.
5. Реализация целевой модели наставничества.

5.1. Целевая модель внедряется в процессе реализации программы наставничества, создаваемой на
период не более 1 календарного года проектной группой, назначаемой приказом директора.
5.2. Программа включает в себя перечень форм наставничества, выбранных педагогическим
коллективом, исходя из образовательных потребностей школы. Данные формы и схемы их реализации
представляются на педагогическом и родительском советах, встречах с сообществом школы,
ученической конференции.
5.3. Количество наставляемых, закрепленных за наставником, не может превышать 5 человек.
5.4. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия «наставник - наставляемый».
• Первая, организационная, встреча наставника и наставляемого.
• Вторая, пробная рабочая, встреча наставника и наставляемого.
• Встреча - планирование рабочего процесса, составление индивидуального маршрута, наставляемого.
• Регулярные встречи наставника и наставляемого.
• Заключительная встреча наставника и наставляемого.
5.5. Количество встреч наставник и наставляемый определяют при проведении встречи-планирования в
согласовании с куратором, не реже 1 раза в месяц согласно индивидуальному маршруту наставляемого.
5.6. Наставник может быть досрочно освобожден от исполнения возложенных на него обязанностей по
осуществлению наставничества приказом директора школы в случаях:
1) письменного заявления наставника об освобождении от обязанностей по осуществлению
наставничества;
2) невыполнения или ненадлежащего выполнения наставником возложенных на него обязанностей;
3) письменного мотивированного ходатайства обучающихся школы;
4) производственной необходимости по месту работы наставника либо по иным уважительным
причинам личного характера.
5.7. Индивидуальный маршрут наставляемого утверждается куратором.
6. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.
6.1. Под мониторингом реализации программы наставничества понимается как система сбора,
обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее
элементах.
6.2. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества (1 раз в
полугодие, не позднее 30 марта (промежуточный) и 30 сентября (итоговый)). В ходе проведения
мониторинга отметки не выставляются.
6.3. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных частей:
• оценка качества процесса реализации программы наставничества;
• оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников,
динамика образовательных результатов.
6.4. Оценка качества реализации программы наставничества в ОУ направлена на:
- изучение (оценку) качества программы наставничества, сильных и слабых сторон, качества
совместной работы тандемов/групп,
- выявление соответствия условий реализации программы наставничества требованиям и принципам
Целевой модели;
6.5. Оценка качества реализации программы наставничества осуществляется на основе анкет
удовлетворенности наставников и наставляемых организацией наставнической деятельности в школе.
Данные анкеты заполняются на заключительном этапе программы.
6.6. Для уточнения данных оценочных методик могут быть использованы архивные данные (школьные
оценки и данные о посещаемости, рецидивы и статистику правонарушений, данные включенного
наблюдения, отзывы участников образовательной и наставнической деятельности и др.).
6.7. Результаты мониторинга являются основанием для оценки работы наставника.
В период завершения программы наставник оформляет отчет в свободной форме, где отмечает успехи,
достигнутые в реализации программы, сложности и перспективы развития наставляемого.
7. Обязанности и права куратора
7.1. Обязанности куратора:
- формирование и актуализация базы наставников и наставляемых;
- координация работы по разработке ежегодной Программы наставничества МКОУ СОШ №2 с.п.
Псыгансу;
- организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы;
- подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность и представление их
на утверждение директору школы;

- оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки участникам
наставнической деятельности;
- мониторинг и оценка качества Программы, прохождения индивидуальных маршрутов, наставляемых;
- своевременный сбор данных по оценке эффективности внедрения Целевой модели по запросам
органов управления образования;
- получение обратной связи от участников Программы и иных причастных к ее реализации лиц (через
опросы, анкетирование), обработка полученных результатов;
- анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической деятельности в школе и
участие в его распространении.
7.2. Куратор имеет право:
- запрашивать документы (индивидуальные маршруты наставляемых, заявления, представления, анкеты)
и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников Программы;
- организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники (родители, классные
руководители, профориентационные тесты и др.);
- вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы школы, сопровождающие
наставническую деятельность;
- инициировать мероприятия в рамках реализации Программы в школе;
- принимать участие во встречах наставников с наставляемыми;
- вносить на рассмотрение руководству школы предложения о поощрении участников Программы;
- принимать участие в организации взаимодействия тандемов/групп;
- на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества и высокого качества
Программы.
8. Обязанности и права наставника:
8.1. Наставник обязан:
• Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава
школы, определяющих права и обязанности.
• Разработать совместно с наставляемым индивидуальный маршрут.
• Проводить мероприятия с наставляемым в соответствии с индивидуальным маршрутом в различных
формах (встречи, практикумы, тренинги, тренировки, мастер - классы и т.п.) и контролировать его
самостоятельную работу.
• Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития.
• Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога.
• Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, обсуждая с ним долгосрочную
перспективу.
• Предлагать свою помощь в достижении целей наставляемого и указывать на риски и противоречия.
• Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, стимулировать развитие у
наставляемого индивидуального видения.
• Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивировать его.
• Личным примером развивать положительные качества наставляемого, привлекать к участию в
общественной жизни, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора
• Подводить итоги Программы, формировать отчет о проделанной работе с предложениями и выводами.
8.2. Права наставника.
• Обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в документацию и
инструменты осуществления программы наставничества; за организационно-методической поддержкой
и психолого-педагогическим сопровождением;
• Принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с обучением и воспитанием наставляемых, в
том числе вносить предложения директору школы об их поощрении.
• Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним
объяснения.
• Проходить обучение.
• Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
9. Обязанности и права наставляемого:
9.1. Обязанности наставляемого.
• Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава
школы, определяющих права и обязанности.
• Разработать совместно с наставником свой индивидуальный маршрут.
• Выполнять задания индивидуального маршрута.

• Выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением индивидуального
маршрута, учиться у него практическому решению поставленных задач, формировать поведенческие
навыки;
• Отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его мероприятий индивидуального
маршрута);
• Сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных пунктов
индивидуального плана.
• Проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к учебе и всем видам
деятельности в рамках наставничества;
• Принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых осуществляется
наставничество, в соответствии с программой наставничества МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу.
9.2. Права наставляемого.
• Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы,
связанной с наставничеством.
• Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
• При невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим
ходатайством о его замене к куратору Программы в школе.
• Пользоваться имеющимися в школе ресурсами, обеспечивающими выполнение индивидуального
плана.
• В индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с
выполнением индивидуального маршрута; запрашивать интересующую информацию;
• Рассчитывать на психологическое сопровождение.
• Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
• Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
10. Ожидаемые (планируемые) результаты внедрения и реализации системы (целевой модели)
наставничества педагогических работников в образовательной организации и возможные риски
Внедрение и реализация системы (целевой модели) наставничества будет
способствовать формированию и обеспечению функционирования единой
федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических
работников и управленческих кадров в части поддержки педагогов «на местах». В
результате внедрения и реализации системы (целевой модели) наставничества будет
создана эффективная среда наставничества, включающая:
непрерывный профессиональный рост, личностное развитие
и самореализацию педагогических работников;
рост числа закрепившихся в профессии молодых/начинающих
педагогов;
развитие профессиональных перспектив педагогов старшего возраста
в условиях цифровизации образования;
методическое сопровождение системы наставничества образовательной
организации;
цифровую информационно-коммуникативную среду наставничества;
обмен инновационным опытом в сфере практик наставничества
педагогических работников.
Для оценки эффективности наставнической деятельности можно
рекомендовать мониторинг, состоящий из двух этапов:
1) Мониторинг процесса реализации персонализированной программы
наставничества, который оценивает:
− результативность реализации персонализированной программы
наставничества и сопутствующие риски;
− эффективность реализации образовательных и культурных проектов
совместно с наставляемым;
− процент обучающихся наставляемого, успешно прошедших ВПР/ОГЭ/ЕГЭ;
− динамику успеваемости обучающихся;
− динамику участия обучающихся в олимпиадах;
− социально-профессиональную активность наставляемого и др.
2) Мониторинг влияния персонализированной программы
наставничества на всех ее участников.

Результатом успешной реализации персонализированной программы
наставничества может быть признано:
− улучшение образовательных результатов и у наставляемого, и у
наставника;
− повышение уровня мотивированности и осознанности наставляемых в
вопросах саморазвития и профессионального самообразования;
− степень включенности наставляемого в инновационную деятельность
школы;
− качество и темпы адаптации молодого/менее опытного/сменившего место
работы специалиста на новом месте работы;
− увеличение числа педагогов, планирующих стать наставниками и
наставляемыми в ближайшем будущем.
При внедрении и реализации системы (целевой модели) наставничества
педагогических работников в образовательных организациях возможны следующие
риски:
1. Отсутствие у части педагогов восприятия наставничества как механизма
профессионального роста педагогов.
2. Высокая нагрузка на наставников и наставляемых.
3. Низкая мотивация наставников.
4. Недостаточно высокое качество наставнической деятельности и
формализм в выполнении функций наставника.
5. Низкая мотивация наставляемых, их стремление противопоставить себя
«косным» наставникам и их многолетнему опыту.
6. Низкая степень взаимодействия всех элементов двухконтурной
структуры системы (целевой модели) наставничества.
11. Формы и условия поощрения наставников.
1. Мероприятия по популяризации роли наставника.
- Организация и проведение в школе тематических мастер-классов, открытых уроков, внеклассных
мероприятий, семинаров-практикумов.
- Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и
федеральном уровнях.
- Проведение конкурса профессионального мастерства в школе;
- Создание тематической рубрики на сайте школы с целью информационной и методической поддержки
программы;
- Награждение грамотами школы «Лучший наставник»;
- Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся, по месту работы/учебы
наставника.
- Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении аттестации педагоговнаставников, а также при определении стимулирующих выплат.
- Руководство школы вправе применять иные методы нематериальной и материальной мотивации с
целью развития и пропаганды института наставничества и повышения его эффективности.
12. Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
• Положение о наставничестве в МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу;
• Программа наставничества в МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу;
• «Дорожная карта» реализации целевой модели наставничества в МКОУ СОШ №2
с.п.
Псыгансу;
• Приказ о назначение куратора и наставников программы наставничества школы;
• Об утверждении тандемов/групп.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН

ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
460837604057956529703830632163952415623550190548

Бозиев Хасанби Зурабович

С 18.10.2023 по 17.10.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».