РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ (часть ООП НОО) СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ 1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся 1.2 Направления воспитания 1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1 Уклад общеобразовательной организации 2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1 Кадровое обеспечение 3.2 Нормативно-методическое обеспечение 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями 3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся 3.5 Анализ воспитательного процесса Календарный план воспитательной работы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа воспитания МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу разработана на основе: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг., № 996-р и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р); - на основе Федерального закона от 04.09.2022г №371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" - стратегии национальной безопасности Российской Федерации, (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400) - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"(Зарегистрирован 13.07.2023 № 74229). Программа воспитания основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования. Программа воспитания: - предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в образовательной организации; - разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления образовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных представителей); - реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; - предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; - предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся. Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ 1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу. Содержание воспитания обучающихся в МКОУ СОШ № 2 с.п. Псыгансу определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовнонравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. Воспитательная деятельность в МКОУ СОШ № 2 с.п. Псыгансу планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Цель воспитания обучающихся в образовательной организации: -развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; -формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации: -усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); -формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); -приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний; -достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают: -осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; -наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; -сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. 1.2 Направления воспитания Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части: - гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры. - патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности. духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков. - эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства. - физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях. - трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности. - экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды. - ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. 1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП НОО установлены ФГОС НОО. На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического коллектива МКОУ СОШ № 2 с.п. Псыгансу для выполнения требований ФГОС НОО. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания,воспитательного пространства. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования. Гражданско-патриотическое воспитание: знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине - России, её территории, расположении; сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам; понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины России, Российского государства; понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение; имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях; принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. Духовно-нравственное воспитание: уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности; сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека; доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших; умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки; владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. Эстетическое воспитание: способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей; проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре; проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде; владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста. Трудовое воспитание: сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества; проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление; проявляющий интерес к разным профессиям; участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Экологическое воспитание: понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду; проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. Ценности научного познания: выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке; обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании; имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания. РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1 УКЛАД ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающихся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и школы, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст. Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений. МКОУ СОШ № 2 с.п. Псыгансу является средней общеобразовательной школой, находится в сельской местности, численность обучающихся на 1 сентября 2024 года составляет 185 человек, численность педагогического коллектива – 22 человека, обучение в которой осуществляется по трем уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу находится по адресу: КБР, Урванский район, с.п. Псыгансу, улица братьев Безировых, 67. В начальной, основной и средней школе занимается 11 классов-комплектов. Школа работает в 1 смену, учебные занятия проходят с 8.30 до 14.30. Вторая половина дня: внеурочные занятия, индивидуальные консультации для учащихся, родителей, внешкольные и общешкольные мероприятия. В селе есть ДК, СК Псыгансу, сельская библиотека. Сотрудничество с данными организациями помогает сделать воспитательный процесс более эффективным. В школе проведён высокоскоростной Интернет, что позволяет организовывать мероприятия и в онлайн формате. Несомненно, социокультурная среда сельской местности во многом отличается от городской: здесь сохраняется внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине, к традициям и культуре. Человек более близок к природе. Педагоги школы стараются способствовать формированию уважения к семейным традициям, к ветеранам труда, воспитанию чувства патриотизма и ответственности за свой родной край. Сравнительно небольшой коллектив нашей школы ведёт сплоченную работу. В школе разработана и реализуется программа Воспитания и социализации обучающихся, воспитательная работа в классных коллективах основывается на глубоком анализе воспитательной деятельности в классе с позиции личностно-ориентированного подхода, что позволяет определять перспективы воспитания учащихся, основные проблемы в становлении и развитии школьников. В планах и программах классных руководителей предусматриваются мероприятия, содействующие воспитанию патриотизма, гражданственности, нравственности, социальной и правовой компетентности учащихся. Важная роль в формировании «уклада школьной жизни» принадлежит родителям обучающихся. Родители, дети и учителя вместе обсуждают, какой образ жизни будет существовать в школе, в соответствии с их потребностями и возможностями. Родителей привлекаем к проведению различных классных и внеклассных мероприятий. Родительская общественность принимает активное участие в жизни школы. Также процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения 6 конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе; - ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; - системность и целесообразность воспитания как условия его эффективности. Следует отметить, что в школе обучаются дети из семей разных уровней жизни. Достаточно большой процент детей – из неполных семей и многодетных семей. Учитывая проблемы современного общества, касающиеся поведения подростков и особенности контингента школы, возникла необходимость внедрения модуля «Профилактика». Таким образом, данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности. В центре программы воспитания МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС начального, основного и среднего общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Взаимодействие школы с социальными партнерами № Социальные партнеры Совместная деятельность 1. Сельская библиотека Участие в акциях, в конкурсах, проектах, игровых мероприятиях, совместное проведение библиотечных уроков, тематических занятий, посещение выставок. 2. СК Участие в спортивных мероприятиях, соревнованиях, конкурсах. 3. ДК Организация совместных мероприятий. Участие в акциях, в конкурсах, игровых мероприятиях. 2.2 ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности школы. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях: Инвариантные модули: «Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Классное руководство», «Основные школьные дела», «Внешкольные мероприятия», «Работа с родителями», «Предметнопространственная среда», «Самоуправление», «Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство», «Профориентация». Вариативные модули: - детские общественные объединения (РДШ, волонтерство, ШСК, ДЮП, ЮИД). 2.2.1 Модуль «Урочная деятельность» Задача РВП: реализовывать такие учебные задачи, решение которых помогает не только формировать знания, уметь добывать информацию, но и применять знания и информацию на практике, в жизненных ситуациях. Актуальная задача: урок способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию взаимосвязей явлений и процессов. Воспитание и обучение связаны, нельзя хорошо обучать, не воспитывая, и нельзя хорошо оказывать воспитывающее воздействие, не обучая. Замысел: объединение обучения и воспитания в единый целенаправленный процесс, развитие личностного потенциала обучающегося. Вид деятельности Использование различных методов обучения для развития коммуникативных и познавательных способностей. Форма деятельности 1. Учебные дискуссии. 2. Игры, викторины. 3. Проектная деятельность. 4. Олимпиадное движение. Содержание деятельности Приемы при общении с обучающимися: - подбор содержания воспитывающей направленности, ориентированный на обсуждение ценностного аспекта изучаемых на уроках явлений; - обсуждение в неформальном общении вопросов, волнующих учеников; - учет индивидуальных особенностей, увлечений, интересов обучающихся; -организация проектной деятельности; - использование потенциала детского наставничества; - данные технологии позволяют активизировать интерес учеников, предоставляют возможность научиться самостоятельно решать теоретические проблемы, генерировать и оформлять собственные идеи, уважительно относиться к идеям других (1-4кл.) Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, поддержание мотивации учеников к получению знаний Эффективное использование воспитательных ресурсов в практике педагога Познавательные беседы, познавательные игры, дебаты Игра «Шкатулка по кругу», беседа «Мои права и обязанности», беседа «Правила поведения в школе» Использование на уроке разнообразных инструментов и продуктов. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками) Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Олимпиады, интеллектуальные марафоны, викторины Использование на уроках инструмента «Квадрат настроения», представленного в УМК «Развитие личностного потенциала подростков», способствует сохранению рабочей дисциплины и развитию способности к самоорганизации каждого ребенка индивидуально. Инструмент обращает внимание учеников на их внутреннее состояние с точки зрения его пользы и эффективности для решения поставленной задачи . Предметные недели. Марафон «Мы за здоровое поколение». Этические беседы Беседа на тему «Есть такая профессия – Родину защищать!». Урок толерантности «Наш дом – Россия», «О культуре внешнего вида», «Школьный этикет» Тематические диспуты, проблемно-ценностные дискуссии Дискуссии на темы: «Легкие алкогольные напитки», «Снюс – безобидное увлечение или шаг в пропасть», тематические Уроки мужества, посвященные героям ВОВ. 2.2.2 Модуль «Внеурочная деятельность» Задача РВП: расширять образовательные направления кружков, секций, объединений, работающих по программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности. Актуальность. Организация внеурочной деятельности дает возможность обучающимся в теории и на практике получить представление о профессиях на курсах внеурочной деятельности и создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка. Каждый вид внеурочной деятельности — творческой, познавательной, спортивной, трудовой — обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект. Замысел: создание условий для организации профессиональных проб через курсы внеурочной деятельности, проявление и развитие ребенком своих интересов на основе свободного выбора, появление внутренней мотивации к участию в деятельности, которая бы направлялась не внешними стимулами, а внутренним побуждением, имеющим для ребенка личностный смысл постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Очевидна тесная взаимосвязь данного модуля с модулем «Профориентация». Направление деятельности Спортивнооздоровительное Форма деятельности Содержание деятельности Спортивные секции, кружки, беседы о ЗОЖ, спортивные турниры и оздоровительные акции. Физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. 1-4 класс: «Веселые старты», «Папа, мама и я – спортивная семья». Создание благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. 1-4 класс – кружок «Речевой этикет». Общекультурное Кружки, творческие объединения, выставки, фестивали, спектакли, художественные акции Общеинтеллекту альное Кружки, дебаты, проблемно-ценностные дискуссии Социальное Кружки, социальные пробы, КТД, социальные проекты Духовнонравственное Кружки, тематические диспуты 2.2.3 Раскрытие творческого и умственного потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. 1-4 класс: «Мои первые проекты», «Путешествие по стране «Грамматика», «Учись учиться», «Умники и умницы». Передача школьникам социально значимых знаний, развитие их любознательности, привлечение внимания к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирование гуманистического мировоззрения и научной картины мира. Воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности школьников. Модуль «Классное руководство» Смысл и главное предназначение воспитательной работы классного руководителя заключается в направленности процесса воспитания на развитие ребенка. Классный руководитель, определяя направления и планируя воспитательную работу с учетом интересов и способностей ребят данного класса, занимает позицию сопровождающего, помощника в подготовке детей к конкретным делам, постоянно стимулируя их к проявлению личностных качеств. Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе, работу с родителями учащихся или их законными представителями. Вид деятельности Инициирование и поддержка участия класса в общешкольных и классных ключевых делах. Проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников. Изучение особенностей личностного развития учащихся класса. Поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем – Форма деятельности Содержание деятельности Работа с классным коллективом Совместные дела, Сплочение класса через проведение праздники, конкурсы, общих мероприятий (игр, квестов, соревнования, игры, конкурсов). коллективные творческие Развитие личностного потенциала через дела познавательной, просмотр рекомендованных творческой направленности видеофильмов и мультфильмов; чтение литературных произведений. Оказание необходимой помощи детям в подготовке, проведении и анализе мероприятий. Тренинги, диспуты, Проведение классных часов и социально-психологические тренингов, направленных на сплочение часы и др. коллектива и предоставляющих возможность рефлексии собственного поведения, роли в классном коллективе, участия в жизни класса (1-4кл.,.) Индивидуальная работа с учащимися Диагностика Проведение мониторинга развития социально-эмоциональных навыков, определяющего следующие показатели: - достижение целей – умение работать над достижением краткосрочных и долгосрочных целей (устойчивость, самоконтроль, стремление к цели); - работа с другими – умение выстраивать продуктивные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (коммуникабельность, уважение, заботливость); - управление эмоциями – контроль над тем, как эмоции проявляются в школьном контексте и как влияют на выполнение заданий и общение со сверстниками и взрослыми (оптимизм, самоуважение, уверенность); - эмоциональная регуляция как способность определять интенсивность своих переживаний, оценку эффективности своего состояния относительно актуальной задачи и развитие умения менять свое эмоциональное состояние, если оно не оптимально для достижения желаемого результата; - развитие навыков социального взаимодействия, которые определяют точки роста и успехи ученика во взаимодействии с другими Неформальные беседы, Ненасильственное общение помогает вовлечение во внеурочную сохранить доверительные отношения в деятельность ситуациях недопонимания и разрешить налаживании взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выборе профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т. п., Коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, через включение в проводимые социальным педагогом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе сложные ситуации, не потеряв контакт с ребенком. Индивидуальные беседы Организация деятельности детей на основе их интересов – одно из направлений коррекции. При выборе способов и методов коррекции нарушений поведения детей учитываются индивидуальные особенности ребенка, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социальнопсихологических факторов. Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания. Работа с родителями (законными представителями) Регулярное информирование -Информирование родителей (законных родителей о школьных представителей) о школьных успехах и успехах и проблемах их возможных проблемах детей, детей, о жизни класса в Родительские собрания, выявленных в ходе проведения целом индивидуальные беседы, исследования развития социальнодеятельность в рамках эмоциональных навыков, о жизни Помощь родителям класса в целом. (законным представителям) службы медиации, школьного психолого- Организация и проведение школьников в педагогического консилиума родительских собраний, которые регулировании отношений углубляют знания родителей о развитии между ними, социально-эмоциональных навыков администрацией школы и своих детей и способствуют созданию учителями-предметниками воспитывающей среды дома. Организация родительских - Организация и проведение собраний, происходящих в родительских собраний, направленных режиме обсуждения на информирование участников о наиболее острых проблем событиях, происходящих в классе. обучения и воспитания школьников Привлечение членов семей Семейные праздники, 1-4 классы: школьников к организации и конкурсы, соревнования - семейный фотоконкурс «Моя проведению мероприятий родословная»; класса - творческая новогодняя «Мастерская Деда Мороза»; Организация на базе класса - совместное детско-родительское семейных мероприятий, мероприятие «Взрослые и дети» направленных на сплочение совместное детско-родительское семьи и школы мероприятие «В мире профессий» Работа с учителями, преподающими в классе Регулярные консультации Беседы, индивидуальные Создание профессиональных классного руководителя с консультации, личные обучающихся сообществ с целью учителями-предметниками. встречи решения конкретных проблем класса, направленных на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и Привлечение учителей к участию во внутриклассных делах. Совместные дела, праздники, конкурсы, соревнования, игры, коллективные творческие дела познавательной, творческой направленности, классные часы, тренинги разрешение конфликтов между учителями и учащимися . Привлечение учителей, работающих с классом к внутриклассным мероприятиям. 2.2.4 Модуль «Основные общешкольные дела» Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. В воспитательной системе нашей школы выделяются тематические периоды традиционных дел. Главные дела являются понятными, личностно значимыми, главное, в празднике - своеобразная форма духовного самовыражения и обогащения ребенка. На уровне обучающихся: вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела образовательной организации в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т. п.); индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми; при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для обучающегося, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. На внешкольном уровне Благотворительные акции, митинги Акция «Бессмертный полк» На школьном уровне «День самоуправления» «Первый звонок» «Последний звонок» Проводимые для жителей села и организуемые совместно с социальными партнерами спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, проведение уроков доброты, распространение листовок и объявлений, сбор средств, организация благотворительных ярмарок. Организация шествия, проведение классных часов, информационных минуток. Обучающиеся-дублеры заменяют административные службы, преподавателей, проводят по расписанию уроки, классные часы и мероприятия для обучающихся и учителей. Ежегодно проводимые творческие театрализованные, музыкальные, На уровне обучающихся литературные и т.п. мероприятия, в которых участвуют все классы школы, согласно своим способностям и интересам. «Новогодний праздник» Ежегодно проводимые творческие театрализованные, музыкальные, литературные и т.п. номера, в которых участвуют все классы школы, согласно своим способностям и интересам вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела образовательной организации в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т. п.); индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми; при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для обучающегося, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы 2.2.5. Модуль «Внешкольные мероприятия» Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий реализуются через: общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнёрами общеобразовательной организации; внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям; экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия; литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слёты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.; выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта. 2.2.6 Модуль «Организация предметно-пространственной среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Предметно-эстетическая среда школы –это не только предметное окружение в помещениях здания и вокруг, прежде всего-это гармонично организованное учебно-воспитательное пространство, содержащее -источники информации -воспитательный потенциал -отражение взаимосвязи педагогического и ученического коллектива Форма деятельности Мероприятия Размещение на 1 этаже школы, рекреациях, коридорах регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.) Озеленение классов, озеленение пришкольной территории, уборка спортивных площадок. Выставки рисунков, выставки творческих работ Благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми Акция «Все на субботник», единый день посадки деревьев Трудовой десант «Классный уголок» 2.2. 7 Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» Работа с родителями (законными представителями) школьников осуществляется для более эффективного координирования взаимодействия по развитию личностного потенциала школьников и направлена на согласование позиций семьи и школы в данном вопросе. Вид деятельности Форма деятельности Организация мероприятий, Родительские дни: направленных на развитие «Международный понимания ценности День семьи», семейных уз «День Матери» и др. Обучение родителей Семейный всеобуч, рекомендации Обсуждение проблем Общешкольные и обучения и воспитания классные школьников родительские собрания Посещение школьных уроков Дни открытых и внеурочных занятий для дверей получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе Вид деятельности На групповом уровне Содержание деятельности Обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей Организация встреч семейного всеобуча. Решение наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников в разных форматах Посещение уроков и наблюдение за организацией учебного процесса Работа по уровням Форма деятельности Содержание деятельности Общешкольный Участие в управлении образовательной организацией и родительский комитет решении вопросов воспитания и социализации их и Управляющий совет детей. школы Общешкольные Обсуждения наиболее острых проблем обучения и родительские воспитания школьников. собрания Семейные всеобучи Получение родителями ценных рекомендации и советов от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмен собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей. На индивидуальном уровне Консультации, беседы Педагогические консилиумы Праздники, походы, концерты, акции Работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций, c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. Решение острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка. Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности. 2.2.8. Модуль «Самоуправление» Данный модуль включает старшее звено обучающихся в управление образовательного центра. Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом. № 1. Вид, форма деятельности Содержание деятельности На уровне школы Деятельность созданной из наиболее Работа службы медиации. авторитетных старшеклассников и Распространения значимой для школьников курируемой социальным педагогом информации и получения обратной связи от классных группы по урегулированию конфликтных коллективов. ситуаций в школе. Деятельность школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий. 1. 2. 1. 2. Организация, подготовка и проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, дел и т.п.). На уровне классов: Деятельность выбранных по инициативе и предложениям учащихся класса активистов, представляющих интересы класса в общешкольных делах и Организация работы класса в различных призванных координировать его работу с направлениях, распределение ответственных работой общешкольных органов должностей. самоуправления и классных руководителей. Деятельность выбранных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса На индивидуальном уровне: Вовлечение школьников в планирование, Планирование, подведение итогов и анализ досуговых организацию, проведение и анализ мероприятий, поиск новых идей, проектная общешкольных и внутриклассных дел; деятельность. Реализация школьниками, взявшими на Планирование, организация, проведение и анализ себя соответствующую роль, функций по общешкольных и внутриклассных дел. контролю за порядком и чистотой в Организация трудовой деятельности (проведение классе, уходом за классной комнатой, субботников). комнатными растениями и т.п 2.2.9 Модуль «Профилактика и безопасность» Организация профилактической работы необходима для: -оздоровления условий воспитания и жизни детей, когда ситуация создает угрозу для их нормального развития; -влияния на детей, допускающих отклонение в своих действиях, так чтобы неправомерные и безнравственные привычки и взгляды не смогли закрепиться в их сознании; -пресечения и выявления источников антиобщественного воздействия. Проведение профилактических работ ориентировано на: выявление неблагоприятных условий воспитания и жизни до того, как они отразились на действиях, процессе формирования взглядов конкретных детей; обнаружение и устранение источников негативного влияния на подростков, способных склонить их к антиобщественным поступкам. Вид и форма деятельности Разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании. Осуществление систематической работы с обучающимися «группы риска». Осуществление систематической работы по профилактике конфликтных ситуаций Содержание деятельности Деятельность по формированию у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, формированию личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни -Индивидуальная профилактическая работа с подростками, состоящими на учете, девиантного поведения, группы социального риска. -Мероприятия по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, в отношении несовершеннолетних, безнадзорности и социального сиротства, защите прав детей - Профилактика конфликтный ситуаций между участниками образовательных отношений. В ОО работает Служба школьной медиации, основная цель которой состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом. Профилактика дивиантного поведения - Профилактическая работа в школе предполагает формирование условий, не провоцирующих отклоняющихся поступков. Школа обеспечивает и расширяет безопасное пространство для детей, в котором им будет спокойно и интересно. Наиболее эффективными в этом смысле является система внеурочной деятельности, в которой учитываются потребности различного возраста. Существующие виды профилактики (досуговая деятельность, беседы, спортивные, художественные кружки и пр.) выступают в качестве мощного инструмента, позволяющего безболезненно воздействовать на детей, предупреждая развитие негативных склонностей. Индивидуальная профилактическая работа с обучающимся - Консультирование по проблемам исправления выявленных при диагностике недостатков. - Исследование личных особенностей, степени воспитанности детей. На основе изученного определяются конкретные задачи и методы последующего педагогического воздействия. - Регулярное ведение дневника наблюдений за общением, поведением, положением каждого ребенка в коллективе. -Занятия классного руководителя, социального педагога, администрации ОО с детьми, требующими коррекции поведения. - Формирование условий для реализации творческого потенциала, поддержка при организации досуга. - Вовлечение обучающихся в общественную деятельность. Профилактическая работа с родителями -Обеспечение ненавязчивого контроля со стороны преподавателя, классного руководителя, социального педагога, психолога действий детей в урочное и внеурочное время. -Привлечение к чтению художественных произведений. -Проведение тренингов по общению, психологической разгрузке, бесед, встреч с интересными личностями - Классные руководители и социальный педагог отвечают за: - организацию лекций, бесед, встреч со специалистами, осуществляют наблюдение, анализ, планируют профилактическую работу в классе; - установление контакта и взаимодействие с родителями не только в рамках собраний, но и в форме индивидуальной работы с каждой семьей (в частности, консультирование родителей и детей на дому, посещение семей с целью обследования их жилищно-бытовых условий и т.д.) Основными целями работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности являются: • обеспечение нормальных условий жизни человека; • недопущение аварийных ситуаций и обеспечение готовности к действиям в условиях стихийных бедствий или других угрожающих явлений природной среды; • предупреждение травматизма; • сохранение здоровья; • сохранение работоспособности человека Вид и форма деятельности Содержание деятельности Организация физкультурно-спортивной и оздоровительной работы Формирование навыков ЗОЖ через систему физкультурнооздоровительных мероприятий: Зарядка до уроков; -подвижные перемены; -физкультминутки; -Дни Здоровья. Деятельность по формированию у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, формированию личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни - Профилактика экстремизма в молодежной среде. - Формирование навыка безопасного поведения в сети интернет. - Профилактика детско-подросткового суицидального поведения в образовательной среде. - Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Организация просветительской и методической работы Профилактическая работа с участниками образовательного процесса. На школу возложено множество задач, среди которых приоритетной является сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья средствами образования. Для обеспечения системного подхода к деятельности по здоровьесбережению должны быть вовлечены все участники образовательных отношений. А систематическая работа при этом будет направлена на: -развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном поведении; -профилактику правонарушений среди несовершеннолетних и выполнение Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде; -формирование у учащихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья; -формирование у учащихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения и во внеурочное время; -формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни; Вид и форма деятельности Организация физкультурнооздоровительной работы Содержание деятельности -работа с учащимися всех групп здоровья на уроках физкультуры, секциях; -организация физкультминуток на уроках, динамических перемен; -Дни здоровья; -проведение бесед в классах о режиме дня, правильном питании, здоровом образе жизни, значении спорта в жизни; -организация наглядной агитации на стендах школы, разработка памяток и буклетов; -профилактические беседы, встречи с представителями медицинских учреждений; Реализация системы двигательной активности учащихся как компонента воспитательной работы гимназии Организация правильного (здорового) питания -организация динамических пауз, как вовремя уроков, так и вне; -подвижные игры на перемене в начальной школе; Организация работы по профилактике употребления ПAB Просветительская работа с родителями (законными представителями) -проведение внеклассных мероприятий, лекториев, акций по формированию правильного (здорового) питания; -реализация мероприятий в рамках курса «Разговор о правильном питании»; -контроль за качеством питания и питьевым режимом; -проведение родительских собраний и индивидуальных консультаций о необходимости правильного рационального питания школьника. -тематические классные часы, направленные на формирование ответственного отношения к состоянию своего здоровья, на профилактику развития вредных привычек, различных форм асоциального поведения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека; -регулярное проведение профилактических мероприятий, лекций, встреч с медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов, детскими и подростковыми психологами; -проведение дней здоровья; -участие в олимпиадах и конкурсах; -контроль за условиями проживания и воспитания в семьях «группы риска». - Проведение родительских собраний и педагогических лекториев: - «Распорядок дня и двигательный режим школьника»; -«Личная гигиена школьника»; - «Воспитание правильной осанки у детей»; - «Организация правильного питания ребенка в семье»; - «Семейная профилактика проявления негативных привычек»; - «Как преодолеть страхи»; - «Профилактика употребления ПAB несовершеннолетними»; - Индивидуальные консультации; - Организация совместной работы педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья. Персонал МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу Администрация Функции - обеспечение внедрения во все предметные области здоровьесозидающих образовательных технологий; - обеспечение оптимизации учебной нагрузки; - санитарно-гигиеническое обеспечение общей инфраструктуры школы; - обеспечение оздоровительной инфраструктуры школы; - создание условий для здорового питания в школе; - организация единого мониторинга здоровья; Классный руководитель - повышение уровня культуры здоровья учащихся посредством различных моделей обучения и воспитания; - повышение активности родителей в формировании здорового образа жизни детей; - разработка рекомендаций по построении индивидуальных образовательных маршрутов; - повышение квалификации в области здоровье созидающей деятельности. Социальный педагог - первичная профилактика наркозависимости и социально - обусловленных заболеваний; - социальная защита и помощь в укреплении семейных отношений; - стимулирование и развитие социально- значимой деятельности учащихся; - профилактика эмоционального неблагополучия детей и работников школы; - психологическая адаптация детей на разных этапах образования; - психологическое сопровождение учебного процесса - обеспечение горячего питания школьников; - обеспечение работы школьной столовой; - обеспечение надлежащего питьевого и режима питания школьников Заведующий школьной столовой 2.2.10 Модуль Социальное партнерство Взаимодействие школы с социальными партнерами № Социальные партнеры Совместная деятельность 1. Сельская библиотека Участие в акциях, в конкурсах, проектах, игровых мероприятиях, совместное проведение библиотечных уроков, тематических занятий, посещение выставок. 2. СК Участие в спортивных мероприятиях, соревнованиях, конкурсах. 3. ДК Организация совместных мероприятий. Участие в акциях, в конкурсах, игровых мероприятиях. 2.2.11 Модуль «Профориентация» Современный этап развития общества характеризуется высоким динамизмом, качественными сдвигами во всех областях жизни. Социальный прогресс, возрастание роли науки и техники, рост культуры требует усиления творческой активности личности, организованности, дисциплины, повышения требовательности к себе и своей деятельности. Ориентация в окружающем мире, способность применить свои способности с учетом своих интересов и нужд общества является главным фактором успешности человека, его самореализации и успешности жизни. Все это возможно, если помочь ребенку определить для себя ценностные ориентиры, научить выделять цели и способы их достижений, развивать внутренний контроль, саморегулирование деятельности и поведения. Именно стремление к самореализации является мотивом успешного человека. Человек получает большое моральное удовлетворение от своего движения вперед и развития. Педагоги, работающие с подрастающими поколениями, должны осуществлять функцию личностной ориентации: ответить учащимся на наиболее острые, сложные вопросы нашей общественной жизни, помочь обучающимся продемонстрировать в социуме свои способности, знания, умения и навыки. С этой целью и разработана программа по профориентации, предоставляющая подросткам возможность не только приобрести опыт освоения посильных элементов профессиональной деятельности, но и осознать свои возможности, интересы, предпочтения. Итогом программы должны стать следующие результаты: положительное отношение к труду; умение разбираться в содержании профессиональной деятельности; умение соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; умение анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности); оказание психологической помощи учащимся в осознанном выборе будущей профессии; обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; активация учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях. В ходе обучения учащиеся овладевают умениями, разнообразными способами деятельности, приобретают опыт: планирования и осуществления разнообразной практической деятельности: выполнение рефератов, рисунков, посещение рабочих мест и др.; решения разнообразных задач, требующих поиска пути и способов решения; осуществления различных типов проектов: исследовательских, творческих, практикоориентированных, информационных; эстетического оценивания явлений окружающего мира, произведений и предметов искусства, выполненных мастерами своего дела и высказывания суждений о них; поиска, систематизации и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая справочную литературу, современные информационные технологии. Вид деятельности Расширение знаний школьников о типах профессий, условиях работы, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности. Подготовка школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего. Консультации социального педагога по выявлению склонностей, способностей, Форма деятельности Деловые игры, квесты. Содержание деятельности Проведение тематических классных часов Проведение тестирования по методикам «Кто я?», «Произвольное самоопределение», «Профессиональная готовность» и др., фестиваль рабочих профессий. По графику социального педагога Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образованиями, предприятиями, центром занятости. Анкета по выявлению профориентационных интересов дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии Профориентационное Всероссийские открытые онлайн-тестирование, уроки для обучающихся на онлайн курсы по портале «ПроеКТОриЯ» профессиям и направлениям образования, лекции, учебнотренировочные задачи, мастер-классы, открытые уроки Тест по выявлению интересов учащихся Дополнительные (вариативные модули) 2.2.12. Модуль «РДДМ» Актуальность. В современном мире важными качествами человека стали социальная мобильность, коммуникабельность и конкурентоспособность. В связи с этим, одной из важнейших задач образовательновоспитательного процесса в настоящее время стало развитие социальной активности обучающихся. Главная цель этого процесса – формирование гражданина, личности, способной не только полноценно жить в обществе, но и быть максимально ему полезным. Современная педагогическая практика опирается на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, где наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. Цель – формирование лидерских качеств подростков через взаимодействие с детским коллективом для приобретения практического опыта воздействия, реализации творческого, лидерского потенциала и успешной социализации в современном обществе. РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1 Кадровое обеспечение воспитательного процесса осуществляют администрация школы, классные руководители, педагоги – предметники, социальный педагог. Наименование Функционал, связанный с организацией и реализацией должности воспитательного процесса (в соответствии со штатным расписанием) Директор школы - управление воспитательной деятельностью; - создание условий, позволяющих педагогическому составу реализовать воспитательную деятельность; - формирование мотивации педагогов к участию в разработке и реализации разнообразных образовательных и социально значимых проектов; - организационно-координационная работа при проведении общешкольных воспитательных мероприятий; - регулирование воспитательной деятельности в ОО; – контроль за исполнением управленческих решений по воспитательной деятельности в ОО (в том числе осуществляется через мониторинг качества организации воспитательной деятельности в ОО) - стимулирование активной воспитательной деятельности педагогов Заместитель директора - проведение анализа итогов воспитательной деятельности в ОО за по УВР учебный год; Классные руководители Социальный педагог Педагоги-предметники - планирование воспитательной деятельности в ОО на учебный год, включая календарный план воспитательной работы на уч. год; - информирование о наличии возможностей для участия педагогов в воспитательной деятельности; -организация повышения психолого-педагогической квалификации работников; -участие обучающихся в районных и городских, конкурсах и т.д.; - организационно-методическое сопровождение воспитательной деятельности педагогических инициатив; - создание необходимой для осуществления воспитательной деятельности инфраструктуры; -развитие сотрудничества с социальными партнерами; – формирование и развитие коллектива класса; – создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; – формирование здорового образа жизни; – организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; – защита прав и интересов обучающихся; – организация системной работы с обучающимися в классе; – гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; – формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; – организация социально-значимой творческой деятельности обучающихся -анализ ситуаций жизнедеятельности школьников; -разработка мер по социально-педагогической поддержке детей в процессе образования; -проектирование программ формирования у учащихся социальной компетентности, социокультурного опыта; - разработка мер по социально-педагогическому сопровождению обучающихся в трудной жизненной ситуации; - разработка мер по профилактике социальных девиаций среди детей; - планирование совместной деятельности с институтами социализации в целях обеспечения позитивной социализации обучающихся; - осуществление комплекса мероприятий, направленных на воспитание, образование, развитие и социальную защиту личности в образовательном учреждении и по месту жительства учащихся; - осуществление обучения и воспитания обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, и требований ФГОС; - формирование общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ; -осуществление комплекса мероприятий по развитию у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формированию гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. Педагог являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. В школе создано методическое объединение классных руководителей, которое помогает учителям школы разобраться в нормативно-правовой базе в потоке информации, обеспечивающей успешный воспитательный процесс. Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, один из главных вопросов в реализации рабочей программы воспитания. Мероприятия по подготовке кадров: сопровождение молодых педагогических работников, вновь поступивших на работу педагогических работников; индивидуальная работа с педагогическими работниками по запросам (в том числе и по вопросам классного руководства); контроль оформления учебно-педагогической документации; - проведение конференций, «круглых столов», семинаров по педагогическим и другим проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения обучающихся; участие в постоянно действующих учебных курсах, семинарах по вопросам воспитания; участие в работе городских и региональных методических объединений представление опыта работы школы; участие в работе постоянно действующего методического семинара по духовно-нравственному воспитанию. 3.2 Нормативно-методическое обеспечение. Воспитательная работа школы строится на основе следующих нормативных документах: на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг., № 996-р и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р); на основе Федерального закона от 04.09.2022г №371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" стратегии национальной безопасности Российской Федерации, (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"(Зарегистрирован 13.07.2023 № 74229) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228) Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 года № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания», в соответствии с примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23.06.2022г. № 3/22). Кроме того, в школе разработаны следующие нормативные локальные акты по воспитательной работе: должностные инструкции педагогических работников по вопросам воспитательной деятельности: - должностные инструкции педагогических работников по вопросам воспитательной деятельности; -ведению договорных отношений, сетевой форме организации образовательного процесса, -сотрудничеству с социальными партнерами, нормативному, методическому обеспечению воспитательной деятельности. 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями На уровне воспитывающей среды: во всех локальных составляющих строится как максимально доступная для детей с ОВЗ, событийная воспитывающая среда обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского общества; воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого обучающегося с ОВЗ. На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями 9законными представителями), педагогами. Детская м детско-взрослая общность в образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности. На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития. На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах. Особыми задачами воспитания обучающихся с ОВЗ являются: - налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с ОВЗ с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в школе; - формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; - построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося с ОВЗ; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся с ОВЗ в развитии и содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности; - индивидуализация в воспитательной работе с обучающимися с ОВЗ. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на: формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания; создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителейдефектологов; личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. 3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах: - публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся); - соответствия артефактов и процедур награждения укладу жизни школы, качеству воспитывающей среды.; прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур); - регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.); - сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды); - привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей; - дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения). Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, благотворительная поддержка. Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Портфолио может включает артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в школе воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников. Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности. 3.5 Анализ воспитательного процесса. Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне начального общего образования, установленными ФГОС НОО. Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: - взаимное уважение всех участников образовательных отношений; - приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями; - развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами); - распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие –это результат как организованного социального воспитания, в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (педагогом-психологом, социальным педагогом) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (педагогом-психологом, социальным педагогом) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах: - какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; - какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; - какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора по воспитательной работе в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в образовательной организации.