РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ (часть ООП ООО) СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ 1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся……………………………… 1.2 Направления воспитания…………………………………………………….. 1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания ……………………………… РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1 Уклад общеобразовательной организации………………………………………… 2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности………………………………….… РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1 Кадровое обеспечение………………………………………………………………. 3.2 Нормативно-методическое обеспечение………………………………………........ 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями………………………………………………………………………….... 3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся…………………………………………… 3.5 Анализ воспитательного процесса………………………………………… Календарный план воспитательной работы Пояснительная записка. Рабочая программа воспитания МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу разработана на основе: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг., № 996-р и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р); - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"(Зарегистрирован 13.07.2023 № 74229) Рабочая программа воспитания основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования. Программа воспитания: предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в образовательной организации; разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления образовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных представителей); реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся. Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ 1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся МКОУ СОШ №2с с.п. Псыгансу Содержание воспитания обучающихся в образовательной организации определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Цель и задачи воспитания обучающихся. Цель воспитания обучающихся в образовательной организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации: усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС ООО. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают: осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, возрастосообразности. 1.2 Направления воспитания. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС ООО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части: -гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры. -патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности. -духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков. -эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства. -физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях. -трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности. -экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды. -ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. 1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания. Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП ООО установлены ФГОС ООО. На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС ООО. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования. Гражданское воспитание: знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе; понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания; проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам; проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей; выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе; принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности. Патриотическое воспитание: сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру; проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране; проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России; знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности; принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. Духовно-нравственное воспитание: знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности); выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно- нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков; выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям; сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий; проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей; проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. Эстетическое воспитание: выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве; проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей; сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве; ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде; выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность); проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья; умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием; способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. Трудовое воспитание: уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей; проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний; сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе; участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей. Экологическое воспитание: понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества; сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе; ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. Ценности научного познания: выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений; ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде); демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1 Уклад общеобразовательной организации Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающихся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и школы, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст. Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений . МКОУ СОШ № 2 с.п. Псыгансу является средней общеобразовательной школой, численность обучающихся на 1 сентября 2024 года составляет 185 человек, численность педагогического коллектива – 22 человек, обучение в которой осуществляется по трем уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. В селе есть ДК, СК Псыгансу, сельская библиотека. Сотрудничество с данными организациями помогает сделать воспитательный процесс более эффективным. В школе проведён высокоскоростной Интернет, что позволяет организовывать мероприятия и в онлайн формате. Несомненно, социокультурная среда сельской местности во многом отличается от городской: здесь сохраняется внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине, к традициям и культуре. Человек более близок к природе. Педагоги школы стараются способствовать формированию уважения к семейным традициям, к ветеранам труда, воспитанию чувства патриотизма и ответственности за свой родной край. Сравнительно небольшой коллектив нашей школы ведёт сплоченную работу. В школе разработана и реализуется программа Воспитания и социализации обучающихся, воспитательная работа в классных коллективах основывается на глубоком анализе воспитательной деятельности в классе с позиции личностно-ориентированного подхода, что позволяет определять перспективы воспитания учащихся, основные проблемы в становлении и развитии школьников. В планах и программах классных руководителей предусматриваются мероприятия, содействующие воспитанию патриотизма, гражданственности, нравственности, социальной и правовой компетентности учащихся. Важная роль в формировании «уклада школьной жизни» принадлежит родителям обучающихся. Родители, дети и учителя вместе обсуждают, какой образ жизни будет существовать в школе, в соответствии с их потребностями и возможностями. Родителей привлекаем к проведению различных классных и внеклассных мероприятий. Родительская общественность принимает активное участие в жизни школы. Также процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения 6 конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе; - ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; - системность и целесообразность воспитания как условия его эффективности. Процесс воспитания в школе основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе; - ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; - системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: - стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; - важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; - в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность; - педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, секций и иных детских объединений, установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; - ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. 2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности 2.2.1 Модуль «Урочная деятельность» Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: - установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; - организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; - инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 2.2.2 Модуль «Внеурочная деятельность» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; - поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; - поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках выбранных школьниками ее видов. 2.2.3 Модуль «Классное руководство» Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями. Работа с классным коллективом: - инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; - организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. - проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. Классные часы: ● тематические (согласно плану классного руководителя, посвященные юбилейным датами, Дням воинской славы, событию в классе, стране), способствующие расширению кругозора детей, фор мированию эстетического вкуса, позволяющие лучше узнать и полюбить свою Родину; ● игровые, способствующие сплочению коллектива, поднятию настроения, предупреждающие стре ссовые ситуации; проблемные, направленные на устранение конфликтных ситуаций в классе, Школе, позволяющие решать спорные вопросы; ● организационные, связанные с подготовкой класса к общему делу; ● здоровьесберегающие, позволяющие получить опыт безопасного поведения в социуме, ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей. ● игры и тренинги на сплочение и командообразование; ● однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; ● празднования в классе дней рождения детей,включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; ● внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собст венного участия в жизни класса. - выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. Индивидуальная работа с учащимися: - изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным педагогом - психологом; - поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, ВУЗа и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить; - индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года вместе анализируют свои успехи и неудачи; - коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с родителями учащихся или их законными представителями (формы): – – – – – – – – Беседа родителей, педагогов, администрации (при необходимости) с целью оказания помощи ро дителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией Школы и учителями-предметниками; Родительское собрание. Организация родительских собраний (тематических, организационных, аналитических, итоговых, комбинированных, совместно с учителями-предметниками, совместно с детьми), проводимых в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; родительский комитет. Создание и организация работы родительских комитетов кл ассов, участвующих в управлении школой и решении вопросов воспитания и обучения детей. Привлечение родителей (законных представителей) к просмотру вебинаров воспитательной напр авленности, Всероссийского родительского собрания; регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками; создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении о бразовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей; привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. Работа с учителями, преподающими в классе: - регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися; - проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; - привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; - привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. 2.2.4 Модуль «Основные школьные дела» Основные школьные дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Для этого в школе используются следующие формы работы На внешкольном уровне социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума: - патриотическая акция «Бессмертный полк»; «Письмо памяти», «Окна Победы»; - экологические акции «Посади своё дерево», «Собери макулатуру – сохрани дерево». На школьном уровне. 1. Общешкольные дела, связанные с развитием воспитательной составляющей учебной деятельности. - «День Знаний» – традиционный общешкольный праздник, состоящий из серии тематических классных часов, экспериментальных площадок. Особое значение этот день имеет для учащиеся 1-х и 11-х классов, закрепляя идею наставничества, передачи традиций, разновозрастных межличностных отношений в школьном коллективе. - «Дни наук» – традиционный фестиваль, приуроченный ко Дню Российской науки, для учащихся 1-11 классов, педагогов, родителей. - «Метапредметные недели» - циклы тематических мероприятий (игры, соревнования, конкурсы, выставки, викторины), связанные с созданием условий для формирования и развития универсальных учебных действий и повышением интереса к обучению в целом. -Единый День профилактики правонарушений в школе-(помимо профилактических мероприятий с обучающимися, проводится встреча родителей и обучающихся с представителями Управления образования, КДН и ЗП, ПДН); 2. Общешкольные дела, направленные на усвоение социально-значимых знаний, ценностных отношений к миру, Родине, создание условий для приобретения опыта деятельного выражения собственной гражданской позиции - «День солидарности в борьбе с терроризмом» – цикл мероприятий (общешкольная линейка, классные часы, выставки детских рисунков, уроки мужества), направленный на формирование толерантности, профилактику межнациональной розни и нетерпимости; доверия, чувства милосердия к жертвам терактов, а также ознакомление учащихся с основными правилами безопасного поведения. - «Выборная кампания» - традиционная общешкольная площадка для формирования основ школьного самоуправления для учащихся 8-11 классов. В игровой форме учащиеся осваивают все этапы предвыборной кампании (дебаты, агитационная кампания, выборы). По итогам игры формируются органы школьного самоуправления. Включение в дело учащихся всей школы способствуют развитию инициативности, самоопределения, коммуникативных навыков, формированию межличностных отношений внутри школьных коллективов. - Цикл дел, посвящённых Дню Победы- участие в митинге с возложением цветов, в акции «Бессмертный полк»; классные часы; выставки рисунков «Я помню, я горжусь…»; конкурс чтецов «Строки, опаленные войной…»; уроки мужества, направленных на воспитание чувства любви к Родине, гордости за героизм народа; уважения к ветеранам - «Волонтерские акции»- Отряд Волонтеров-медиков, регулярно проводит различные мероприятия для обучающихся. 3. Общешкольные дела, направленные на создание условий для накопления опыта самореализации в различных видах творческой, спортивной, художественной деятельности, позитивной коммуникации - «Золотая осень» конкурс чтецов, проводимый с целью совершенствования системы духовнонравственного воспитания, развития внутреннего мира личности, выявления одаренных детей. - «Посвящение в первоклассники» – торжественная церемония, символизирующая приобретение ребенком своего нового социального статуса – школьника - «Школьная спортивная лига» – комплекс соревнований На уровне классов: 1. Актуализация общешкольной жизни на уровне классов осуществляется путем формирования чувства сопричастности каждого к жизнедеятельности школы путем организации само- и соуправления. На уровне начального общего образования совместная направленная деятельность педагога и школьников начального уровня заключается в развитии познавательной, творческой, социальноактивной видах деятельности путем стимулирования детей к участию в общешкольных делах, опираясь на систему выбираемых ответственных лиц. На уровне основного и среднего образования – через создаваемый совет класса, который отвечает за участие в общешкольных делах, информирование о делах школьной жизни путем делегирования ответственности отдельным представителям классного самоуправления. 2. Система традиционных дел в классах, составляющих ядро воспитательной работы, имеющих общешкольное значение: - Создание классного уголка со сменной информацией; - «Посвящение в первоклассники» – торжественная церемония, символизирующая приобретение ребенком своего нового социального статуса – школьника; - «Прощание с Букварём» – традиционная церемония в первых классах; - «День именинника» – мероприятие, направленное на сплочение классного коллектива, на уважительное отношение друг к другу через проведение различных конкурсов. Классный час «День матери» – развитие нравственно-моральных качеств ребенка через восприятие литературных произведений; развитие в детях чувства сопереживания, доброго сочувственного отношения к матери, воспитание уважения к материнскому труду, любви к матери. На индивидуальном уровне. Вовлечение каждого ребенка в ключевые дела школы и класса в одной из возможных для него ролей осуществляется через советы соуправления, где распределяются зоны ответственности, даются разовые посильные поручения. Оказание индивидуальной помощи и коррекция поведения ребенка осуществляется через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать примером, предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы; организацию разновозрастного наставничества. Создание условий для реализации индивидуального участия детей в конкурсах различного уровня: помощь в подготовке конкурсных материалов, создание портфолио, оформление проектов. При необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 2.2.5. Модуль «Внешкольные мероприятия» Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий реализуются через: - общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнёрами общеобразовательной организации; - внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям; - экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия; - литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слёты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест.; - выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта. 2.2.6 . Модуль «Организация предметно-пространственной среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметноэстетической средой школы как: • оформление интерьера школьных помещений и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и вне учебные занятия; • размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых экспозиций: творчес ких работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, картин определенно го художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мир а; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в образовательной организации (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.); • озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей, оборудование спортивных и игро вых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий, оздор овительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство образовательной орг анизации на зоны активного и тихого отдыха; • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с об учающимися своих классов, позволяющее им проявить свои фантазию и творческие способности и со здающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; • событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных событий образователь ной организации (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собр аний, конференций и т.п.). 2.2.7 Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями обучающихся в МКОУ СОШ №2 с.п. Псыгансу осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На школьном уровне: • общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образователь ной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей; • родительские круглые столы, на которых обсуждаются вопросы возрастных особ енностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, провод ятся мастер-классы, семинары с приглашением специалистов; • Дни «открытых дверей», во время которых родители могут посещать школьные у чебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного пр оцесса в образовательной организации; • общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наи более острых проблем обучения и воспитания обучающихся; • социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей (зако нных представителей) вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психолого в и педагогов. На уровне класса: • классный родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания и социализации детей их класса; • Дни «открытых дверей», во время которых родители могут посещать школьные у чебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного пр оцесса в образовательной организации; • классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания, обучающихся класса; • социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопро сы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов. На индивидуальном уровне: • работа «Совета профилактики» по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; • участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае возникновени я острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внут ри классных мероприятий воспитательной направленности; • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей (законных представителей). 2.2.8 Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может реализовываться через детско-взрослое самоуправление. Детское самоуправление в школе осуществляется: На уровне школы: • через деятельность выборного Совета обучающихся школы, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; • через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.; • через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, походов и т.п.); ● через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мер оприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.; На уровне классов: • через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; • через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб работы с младшими ребятами); • через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей. На индивидуальном уровне: • через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; • через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п. 2.2.9 Модуль «Профилактика и безопасность» Модуль «Профилактика и безопасность» реализуется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, индивидуальные беседы. Для каждого класса разработан перечень классных часов в рамках данного модуля, представленный в и индивидуальных планах воспитательной работы. Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы: − «Уроки доброты», классные часы, интерактивные игры для формирования толерантного отношения друг к другу, умения дружить, ценить дружбу; − Интерактивные беседы для формирования у обучающихся культуры общения (коммуникативные умения), формирование умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки; − Реализация интегрированной программы «Мой выбор», направленной на позитивное отношение к ЗОЖ; − Реализация программ дополнительного образования направленных на формирование ценностного отношения к своему здоровью, расширение представления учащихся о здоровом образе жизни формировать потребность в соблюдении правил здорового образа жизни, о здоровом питании, необходимости употребления в пищу. продуктов, богатых витаминами, о рациональном питании. На индивидуальном уровне: − Консультации, тренинги, беседы, диагностику. Выявление факторов, оказывающих отрицательное воздействие на развитие личности и способствующие совершению им правонарушений. − Помощь в личностном росте, помощь в формировании адекватной самооценки, развитие познавательной и нравственно-эстетической и патриотической культуры, в формировании навыков самопознания, развитии коммуникативных и поведенческих навыков, навыков саморегуляции и др. − Социально-психологические мониторинги с целью раннего выявления проблем. − Психодиагностическое обследование ребенка: определение типа акцентуаций характера, уровня познавательного развития, выявление интересов ребенка, уровня тревожности, особенности детскородительских отношений и др. − Оказание помощи в профессиональном самоопределении. Формирование опыта безопасного поведения — важнейшая сторона воспитания ребенка. Процесс формирования опыта безопасного поведения у школьников является важным этапом в развитии ребенка. Осуществление же данного процесса воспитания будет более продуктивным при включении учеников младшего звена в разнообразные формы внеклассной и учебной деятельности. 2.2.10 Модуль «Социальное партнерство» Социальные партнеры учреждения: ● ДК ● СК «Псыгансу» ● Сельская библиотека Социальные ● № партнеры Совместная деятельность 1. Сельская библиотека 2. СК 3. ДК Участие в акциях, в конкурсах, проектах, игровых мероприятиях, совместное проведение библиотечных уроков, тематических занятий, посещение выставок. Участие в спортивных мероприятиях, соревнованиях, конкурсах. Организация совместных мероприятий. Участие в акциях, в конкурсах, игровых мероприятиях. Самым значимым партнером являются родители, являющиеся активными участниками образовательного процесса: им делегированы полномочия в управлении школой - родительский комитет; они включены в состав инициативной группы, разрабатывающей программу развития учреждения, модели самоуправления, являются непосредственными организаторами и участниками экскурсий, поездок, праздников, мастер – классов, спортивных соревнований, диспутов, совместных мероприятий. Таким образом, социальное партнерство учреждения заключается в обмене опытом, в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет детям получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения. Благодаря расширению социальных партнеров учреждению удаётся решать приоритетные задачи образовательной сферы: ● ● ● Модернизация институтов образования как инструментов социального развития; Повышение качества образования; Развитие личности и социализация воспитанников и учащих. Модуль 2.2.11. «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и вне профессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: • профориентационные часы общения, направленные на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; • профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (с итуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие зна ния школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональнойдеятельности; • экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представлени я о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; • посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических пр офориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специаль ных учебных заведениях и ВУЗах; • совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору проф ессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по инте ресующим профессиям и направлениям образования; • участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сет и интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещ ение открытых уроков(«Проектория»); • индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по воп росам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые м огут иметь значение в процессе выбора ими профессии; • освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного о бразования. Модуль «Детские объединения» «РДДМ», «Волонтерство», «ДЮП», «ЮИД», «ШСК», «Школьный театр». На базе школы действует объединения: «РДДМ», «Волонтерство», «ДЮП», «ЮИД», «ШСК», «Школьный театр». Воспитание в детских общественных объединениях осуществляется через: - организацию общественно полезных дел, направленные на помощь другим людям, своей школе, развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Это посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, участие школьников в работе на прилегающей к школе территории; - организацию общественно полезных дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, селу, развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться; - мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников, проводят театрализованные представления, игры, викторины и праздники. - участие членов детского общественного движения в волонтерском школьном движении, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1 Кадровое обеспечение воспитательного процесса осуществляют администрация школы, классные руководители, педагоги – предметники, социальный педагог. Наименование Функционал, связанный с организацией и реализацией должности воспитательного процесса (в соответствии со штатным расписанием) Директор школы - управление воспитательной деятельностью; - создание условий, позволяющих педагогическому составу реализовать воспитательную деятельность; - формирование мотивации педагогов к участию в разработке и реализации разнообразных образовательных и социально значимых проектов; - организационно-координационная работа при проведении общешкольных воспитательных мероприятий; - регулирование воспитательной деятельности в ОО; – контроль за исполнением управленческих решений по воспитательной деятельности в ОО (в том числе осуществляется через мониторинг качества организации воспитательной деятельности в ОО) Заместитель директора по УВР Классные руководители Социальный педагог Педагоги-предметники - стимулирование активной воспитательной деятельности педагогов - проведение анализа итогов воспитательной деятельности в ОО за учебный год; - планирование воспитательной деятельности в ОО на учебный год, включая календарный план воспитательной работы на уч. год; - информирование о наличии возможностей для участия педагогов в воспитательной деятельности; -организация повышения психолого-педагогической квалификации работников; -участие обучающихся в районных и городских, конкурсах и т.д.; - организационно-методическое сопровождение воспитательной деятельности педагогических инициатив; - создание необходимой для осуществления воспитательной деятельности инфраструктуры; -развитие сотрудничества с социальными партнерами; – формирование и развитие коллектива класса; – создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; – формирование здорового образа жизни; – организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; – защита прав и интересов обучающихся; – организация системной работы с обучающимися в классе; – гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; – формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; – организация социально-значимой творческой деятельности обучающихся -анализ ситуаций жизнедеятельности школьников; -разработка мер по социально-педагогической поддержке детей в процессе образования; -проектирование программ формирования у учащихся социальной компетентности, социокультурного опыта; - разработка мер по социально-педагогическому сопровождению обучающихся в трудной жизненной ситуации; - разработка мер по профилактике социальных девиаций среди детей; - планирование совместной деятельности с институтами социализации в целях обеспечения позитивной социализации обучающихся; - осуществление комплекса мероприятий, направленных на воспитание, образование, развитие и социальную защиту личности в образовательном учреждении и по месту жительства учащихся; - осуществление обучения и воспитания обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, и требований ФГОС; - формирование общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ; -осуществление комплекса мероприятий по развитию у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формированию гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по вопросам духовнонравственного воспитания детей и молодежи, один из главных вопросов в реализации рабочей программы воспитания. Мероприятия по подготовке кадров: сопровождение молодых педагогических работников, вновь поступивших на работу педагогических работников; индивидуальная работа с педагогическими работниками по запросам (в том числе и по вопросам классного руководства); контроль оформления учебно-педагогической документации; - проведение конференций, «круглых столов», семинаров по педагогическим и другим проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения обучающихся; участие в постоянно действующих учебных курсах, семинарах по вопросам воспитания; участие в работе городских и региональных методических объединений представление опыта работы школы; участие в работе постоянно действующего методического семинара по духовно-нравственному воспитанию. 3.2 Нормативно-методическое обеспечение. Воспитательная работа школы строится на основе следующих нормативных документах: на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг., № 996-р и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р); на основе Федерального закона от 04.09.2022г №371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" стратегии национальной безопасности Российской Федерации, (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"(Зарегистрирован 13.07.2023 № 74229) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228) Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 года № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания», в соответствии с примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23.06.2022г. № 3/22). Кроме того, в школе разработаны следующие нормативные локальные акты по воспитательной работе: должностные инструкции педагогических работников по вопросам воспитательной деятельности: - должностные инструкции педагогических работников по вопросам воспитательной деятельности; -ведению договорных отношений, сетевой форме организации образовательного процесса, -сотрудничеству с социальными партнерами, нормативному, методическому обеспечению воспитательной деятельности. 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями На уровне воспитывающей среды: во всех локальных составляющих строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого обучающегося с ОВЗ. На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами. На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития. На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы, событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах. Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются: налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации; формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности. В настоящее время в ОО, получает образование примерно 3 % детей с ОВЗ и детей инвалидов во всех уровнях образования. Дети ОВЗ и инвалиды получают образование, на равных, со всеми школьниками, создана благоприятная доброжелательная среда. Эти дети находятся под пристальным контролем классных руководителей, и социально-психологической службы. Они имеют возможность участвовать в различных формах жизни детского сообщества: в работе органов самоуправления, волонтерского отряда, участвовать в конкурсных мероприятиях онлайн и офлайн, в школьных праздниках. Обеспечивается возможность их участия в жизни класса, школы, событиях группы. Таким образом, формируется их личностный опыт, развивается самооценка и уверенность в своих силах, опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития. Особыми задачами воспитания обучающихся с ОВЗ являются: налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с ОВЗ с окружающими для их успешной адаптации и интеграции в школе; формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося с ОВЗ; активное привлечение семьи и ближайшего социального окружения к воспитанию обучающихся с ОВЗ; обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся с ОВЗ в развитии и содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности; индивидуализация в воспитательной работе с обучающимися с ОВЗ. – на личностно-ориентированный подход в организации всех видов детской деятельности. .При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на: - формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания; - создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагоговпсихологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов; - личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. 3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся. Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах: - публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся); - соответствия артефактов и процедур награждения укладу жизни школы, качеству воспитывающей среды.; прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур); - регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.); - сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды); - привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей; - дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения). Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, благотворительная поддержка. Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Портфолио может включает артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в школе воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников. Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне начального общего образования, установленными ФГОС ООО. Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: - взаимное уважение всех участников образовательных отношений; - приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями; - развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами); - распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это результат как организованного социального воспитания, в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития. Основные направления анализа воспитательного процесса (предложенные направления можно уточнять, корректировать, исходя из особенностей уклада, традиций, ресурсов образовательной организации, контингента обучающихся и другого). Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах: - какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; - какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; - какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется анализ состояния совместной деятельности обучающихся и взрослых, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством (выбираются вопросы, которые помогут проанализировать проделанную работу): - реализации воспитательного потенциала урочной деятельности; - организуемой внеурочной деятельности обучающихся; - деятельности классных руководителей и их классов; - проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; - внешкольных мероприятий; - создания и поддержки предметно-пространственной среды; - взаимодействия с родительским сообществом; - деятельности ученического самоуправления; - деятельности по профилактике и безопасности; - реализации потенциала социального партнёрства; - деятельности по профориентации обучающихся; - и другое по дополнительным модулям. Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора по воспитательной работе в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в образовательной организации.